1882-2020
138 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Что такое Лозаннское движение

Что такое Лозаннское движение
28.06.2011 Первую страницу в историю Лозаннского движения вписал благовестник доктор Билли Грэм. Проповедуя в разных странах, он захотел «объединить всех евангельских верующих для всемирной евангелизации».

В 1966 году Евангелическая ассоциация Билли Грэма совместно с американским журналом “Christianity Today” спонсировала Всемирный конгресс по благовестию в Берлине. Конгресс привлек 1200 делегатов из более чем 100 стран и послужил толчком для проведения конференций в Сингапуре (1968 год), Миннеаполисе и Боготе (1969 год), а также в Австралии (1971 год). В скором времени Билли Грэм увидел нужду в более масштабном и представительном конгрессе, который позволил бы реорганизовать миссионерскую деятельность Церкви в мире социальной, политической, экономической и религиозной нестабильности. Он считал, что Церковь должна нести Евангелие современному миру, стараясь понимать идеи и ценности, стоящие за происходящими в обществе изменениями. Доктор Грэм поделился своими размышлениями со 100 христианскими лидерами с разных континентов, и все они его поддержали. Нужда в подобном конгрессе назрела.

Первый Лозаннский конгресс

В июле 1974 года около 2700 участников и гостей из более чем 150 стран собрались в Лозанне (Швейцария), чтобы десять дней провести в дискуссиях, общении, поклонении и молитве. Учитывая количество представленных на конгрессе национальностей, этнических групп, возрастов, профессий и церковных деноминаций, журнал «Time» назвал его «гигантским форумом, возможно, самым обширным за всю историю христианства».

Среди выступавших были величайшие христианские мыслители того времени, в том числе, Самюэль Эскобар, Франсис Шэффер, Карл Генри и Джон Стотт. Выступление Ральфа Уинтера, во время которого впервые прозвучал термин «необращенные этнические группы», было названо «одной из важнейших вех в современной миссиологии». Если раньше можно было услышать голоса, призывавшие свернуть миссионерскую деятельность за рубежом, то Уинтер призывал к обратному. В тысячах этнических групп нет ни одного христианина и нет доступа к Писанию на родном языке, поэтому транскультурное благовестие должно быть главной задачей Церкви.

Лозаннский договор

Одно из выдающихся достижений конгресса – составление и подписание Лозаннского договора. Председателем редакционного комитета и главным автором этого документа был Джон Стотт. Лозаннский договор задумывался как публичный завет с Богом, а также завет друг с другом; со временем он превратился в один из наиболее влиятельных документов в истории современной Церкви. Он помог четко определить границы евангельского богословия и церковной практики и заложил фундамент для образования многих новых партнерств и альянсов. В последний день конгресса Лозаннский договор был публично подписан Билли Грэмом и англиканским епископом Джеком Дэйном, после чего свои подписи на личных экземплярах поставили тысячи верующих. По сей день этот документ служит основой христианского единства и продолжает побуждать многих людей к всемирному благовестию.

Размышляя о результатах конгресса 1974 года Джон Стотт написал: «Многие конференции можно сравнить с фейерверком. Они производят много шума и озаряют небосвод на несколько коротких мгновений. Но приятно сознавать, что огонь Лозаннского конгресса по сей день продолжает гореть и зажигать новые и новые огоньки».

Комитет превращается в движение

Более 70% участников конгресса проголосовали за создание комитета, который следил бы за претворением в жизнь достигнутых соглашений. В январе 1975 года группа людей, избранных конгрессом, во главе с председателем епископом Джеком Дэйном, собралась с этой целью в Мехико. Некоторые члены комитета видели своей задачей исключительно евангелизацию; другие склонялись к более широкому, всеобъемлющему подходу. Наконец, остановились на том, что целью комитета будет «развивать все аспекты библейской миссии Церкви, сознавая, что в ее жертвенном служении первостепенную роль играет благовестие и что, в первую очередь, мы должны переживать о необращенных людях (на тот момент их количество оценивалось в 2,7 миллиарда человек)». Эта цель и сейчас продолжает характеризовать Лозаннское движение.

На должность первого генерального секретаря комитета был избран Готтфрид Осей-Менса из Ганы, а сам комитет стал называться Лозаннским комитетом по всемирной евангелизации. Его объединяла преданность принципам Лозаннского договора, а также, по выражению Билли Грэма, «дух Лозанны»: молитва, изучение Писания, надежда и готовность к партнерству, глубокое смирение. По словам Лейтона Форда, первого председателя этого комитета, «лозаннский дух – это глубокая преданность всемирному благовестию во всех его аспектах, готовность сотрудничать в этом деле с другими людьми и большая чуткость к культурным особенностям мира, которому мы призваны служить».

Когда комитет собрался на следующий год в Атланте, его главная цель была разбита на четыре аспекта: ходатайство, богословие, стратегия и внешние связи. Для каждого из этих направлений была создана рабочая группа, и все четыре группы продолжают функционировать по сей день.

Продолжающееся влияние

Во все годы своего существования Лозаннское движение старалось избегать бюрократии. Его участники видят свою задачу в том, чтобы способствовать развитию новых партнерств и стратегических альянсов среди христиан-единомышленников, которые вместе молятся, строят планы и трудятся для дела всемирной евангелизации. Небольшой штат этого движения, как правило, поддерживается другими миссиями, его председатели – добровольцы, зачастую совмещающие работу в Лозаннском движении с другими обязанностями. Его организационная структура проста, хотя его влияние распространяется на 200 стран. Лозаннское движение не претендует на широкую известность; его задача – не рекламировать себя, а служить Церкви.

После 1974 года были проведены десятки конференций, так или иначе связанных с Лозаннским конгрессом, в том числе, следующие конференции мирового масштаба: Совещание по всемирной евангелизации (Паттая, 1980 год), Конференция молодых лидеров (Сингапур, 1987 год), Форум по всемирной евангелизации (Паттая, 2004 год) и Встреча молодых лидеров (Малайзия, 2006 год). Лозанна послужила стимулом для многих региональных партнерств и тематических конференций: Азиатский лозаннский комитет по благовестию (ALCOE), Китайский координационный центр по всемирной евангелизации (CCCOWE), серия нигерийских конгрессов по всемирному благовестию и несколько международных совещаний по благовестию иудеям.

Второй крупный конгресс, условно называемый Лозанной II (Манила, Филиппины, июль 1989 года), собрал 3000 участников из 170 стран, включая страны Восточной Европы и Советского Союза. К сожалению, не было представителей от Китая. Результатом Лозанны II стал Манильский манифест – выражение воли участников конгресса. Этот документ, состоящий из 31-го пункта, был дополнением к Лозаннскому договору, составленному пятнадцатью годами ранее. Второй лозаннский конгресс дал толчок к появлению 300 новых партнерств и множества новых инициатив как в развивающихся странах, так и в других уголках мира. О его значении красноречиво говорит то, насколько сильно ощущается влияние этих инициатив по всему миру.

В результате лозаннских конференций нередко составлялись важные документы, получившие название лозаннских тематических документов (ЛТД) Ранние ЛТД, в основном, говорили о христианском свидетельстве разным группам людей: индусам, буддистам, беженцам и номинальным христианам. На форуме 2004 года в Паттае были составлены 31 ЛТД, касающиеся широкого круга вопросов, в том числе биоэтики, бизнеса как служения, гонений на христиан и глобализации.

2010 год – не просто совпадение

В июне 1910 года состоялась крупная миссионерская конференция в Эдинбурге (Шотландия). Ее инициатором выступил пастор Джон Р. Мотт, который горел благовестием и умел мыслить стратегически. Свое заключительное выступление Джон Мотт открыл следующими словами: «Конец выступления – начало наступления». Вдохновленные его словами, участники покинули конференцию с огромным желанием всеми силами прославлять Христа через проповедь Евангелия всему миру. Четыре года спустя мир был охвачен войной, а затем, едва успев оправиться от ее ужасных последствий, оказался на пороге новой войны. Две мировые войны не могли не сказаться на стратегии миссионерского служения. Однако был еще один фактор, влияние которого оказалось еще более продолжительным.

Стремясь привлечь к участию в своей конференции архиепископа Кентерберийского, Джон Мотт согласился обходить молчанием доктринальные вопросы. Ключевые истины, связанные с содержанием Евангелия, богословием благовестия и природой Церкви, были сняты с повестки. В результате была упущена возможность обсудить важнейшие богословские вопросы, волновавшие Церковь того периода. А в следующие несколько десятилетий в университетах и семинариях воцарился богословский либерализм. Как следствие, миссионерское служение отошло в Церкви на второй план. Все эти последствия были, конечно, непреднамеренными и непредвиденными, но они должны послужить для нас уроком.

От Эдинбурга 1910 года ведет свою историю Всемирный совет церквей, учрежденный в 1948 году. Однако в каком-то смысле подлинным «духовным преемником» конференции Джона Мотта и его устремлений является Лозаннское движение. Так что столетний юбилей – не просто счастливое совпадение.

Источник: slavicvoice.org

видео о первом Лозанском конгрессе 1974 года (на английском языке)

Теги: благовестие, общество
Назад в статьи