Может ли христианин быть честным?
Русский религиозный мыслитель Константин Леонтьев выразил однажды парадоксальную мысль «Христианин может быть святым, но не может быть честным».
Казалось бы, как такое может быть? Либо ты святой, а значит и честный, либо ты не честный, следовательно, и никакой не святой. Но в этом-то как раз состоит очень тонкий нюанс. Своеобразность христианства состоит в том, что оно само в себе скрывает искушение возгордиться своей праведностью, которая является не своей праведностью, да и, по факту, никакой не праведностью. Велика опасность, приписать эту праведность (которой нет) себе. Возрожденный человек праведен только в глазах Господа. Это Его праведность. И христианин вроде бы и понимает, что он праведен праведностью Христа, но живет и действует так, будто он действительно лучше других, будто он уже достиг настоящей святости.
Так вот, возвращаясь к прошлой теме, хочу сказать, что нашему современному христианству больше всего не хватает честности. Иногда сама церковь мешает честно посмотреть на самих себя. Называться святым намного проще, чем соответствовать этому званию, которое нам подарено. Я бы сказал так, мы не святые, мы, скорее - почётные святые. Многие не ощущают эту разницу или забывают о ней.
Думаю, многие из нас задумывались над вопросом: почему возрожденные христиане (по крайней мере, считающих себя таковыми) часто поступают хуже неверующих? Очень часто слышишь в ответ такую вещь: ну, главное, не внешняя духовность, не внешняя мораль, а внутренняя. А Бог смотрит не на внешнее, а на внутреннее, Он смотрит на сердце. Но зачем заниматься самообманом? Безусловно, Бог смотрит на сердце, но в Библии сказано: "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его". (Мф. 12:34). Если у человека доброе сердце, то не сможет он свою свечу ставить под кровать, иначе какое это доброе сердце? И злое сердце невозможно спрятать. Проще всего безразличному сердцу, не холодному-не горячему, оно то и отсиживается в тени... Но извергнется сердце безразличное из уст Божьих...
Мы спасаемся верою, а не делами, но дела являются индикатором нашей веры. Кто-то говорит, что дела ничего не значат в деле спасения, но давайте тогда вспомним слова Христа о том, как в вечности будут отделяться овцы от козлов. Какой будет использоваться критерий? Религиозность, святость, богословская грамотность, доктринальная компетентность, уверенность в спасении? А вот что сказано: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 45:25-26).
Праведники – это те, кто приняли, накормили, одели, посетили, а не те, кто считают себя праведниками. Да, Бог действительно смотрит на сердце…
Покаяние не имеет абсолютно никакой силы, если не происходит радикального внутреннего переворота, именно что не внешнего, не поверхностного, а внутреннего. Покаяние не имеет никакого смысла, если нет плода покаяния. И этот плод должен приноситься на протяжении всей жизни.
Итак, наша честность – это наша адекватная самооценка. Это смотрение правде в глаза. Это когда мы беспощадно требовательны и неумолимо взыскательны по отношению к самим себе. Только тогда мы дадим место Духу Святому обличать нас и действовать в нас. Наша честность также вызовет большее доверие к нам со стороны окружающих людей.
Это и есть христианство с человеческим лицом.
Н. В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями».
Если будем следовать подобным принципам, глядишь, и со святостью у нас станет получше и люди к нам потянутся. Честность не скроешь.
Андрей Рябенко, специально для www.word4you.ru