1882-2022
140 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Г.А. Сергиенко: Ранняя христианская община как социальный феномен греко-римского общества первого века н.э. (часть 1-я)

Г.А. Сергиенко: Ранняя христианская община как социальный феномен греко-римского общества первого века н.э. (часть 1-я)
20.10.2014

Ранняя христианская община представляет собой интересный социальный феномен сообщества людей внутри хорошо структурированного греко-римского общества. В этом исследовании мы постараемся ответить на вопрос, которым в свое время был озадачен апостол Павел: кто были первые последователи Иисуса из Назарета (ср. 1 Кор. 1:26)? Для ответа на поставленный вопрос мы будем опираться в основном на свидетельство книги Деяний апостолов и апостольских Посланий. В этом исследовании нас будет интересовать соотношение между социальными составами греко-римского общества и ранней христианской общины, а также то, какие социальные группы людей были наиболее восприимчивы к христианскому провозвестию.

Греко-римское общество первого века представляло собой четко выраженную пирамиду, верхушку которой занимали привилегированные сословия во главе с императором (не более 1% всего населения), а оставшуюся часть – представители низшего сословия (сельский и городской плебс, вольноотпущенники и рабы). Определяющими факторами для занятия соответствующего статуса в табели о рангах древнего мира были, прежде всего, происхождение и римское гражданство, а затем уже материальное благосостояние и образование.

По своему происхождению население Римской империи делилось на свободных людей (ingenui), вольноотпущенников (liberti) и рабов (servi). Эта классификация означала различные возможности людей античности в достижении успеха и признании в обществе. В основном только люди благородного происхождения имели лучшие шансы для продвижения внутри социальной пирамиды.

Другим важным критерием, определявшим положение человека в обществе, было римское гражданство – статус, дававший человеку несравненное преимущество перед иностранцами (peregrini), женщинами и рабами. Кстати, большая часть имен в нашем исследовании будет принадлежать именно представителям этих непривилегированных классов. Римское гражданство предоставляло право на участие в политической жизни (гражданин имел право избирать и быть избранным в различные государственные органы власти), на юридическую защиту, на владение собственностью и т.д. Изначально римское гражданство было исключительной прерогативой жителей Рима. Только в результате гражданской войны в 88 году до н.э. римское гражданство стало уделом всех свободнорожденных жителей Италии. Вплоть до начала третьего века фактор римского гражданства оставался эффективным инструментом римской политики в отношениях с покоренными народами. В 212 г. римское гражданство было даровано всем жителям империи.

Император

Император и его семья были наиболее заметными фигурами в табели о рангах античного мира. Его лидирующая роль определялась тремя факторами: властью, престижем и богатством. Никакой другой человек или институт Римской империи не могли сравниться с уровнем властных полномочий, какими обладал император. Император был главнокомандующим римской армии; ему принадлежало право законодательной инициативы в Сенате; он же был верховным жрецом (pontifex maximus). Почитание императора было окрашено религиозными коннотациями: по всей империи люди поклонялись гению императора и приносили ему клятву верности. Некоторые из императоров (Калигула, Домициан) еще при жизни требовали поклонения себе как божеству. Император был самым богатым человеком империи. Ему принадлежали бесчисленные земельные участки, виллы, шахты, мастерские и др. виды недвижимости. Отношение императора с подданными строились на двух принципах. Его отношение с представителями высшей знати строились на принципе amicitia, т.е. император считал их своими друзьями, равными ему. Утрата заветного статуса amicus Caesaris означала крах в карьере человека (см. Ин.19:12). Отношения императора с остальным населением строились на принципе patronus-cliens. Один из титулов императора pater patriae подчеркивал его отцовскую роль как патрона par excellance Римского общества.

В Новом Завете прямо упоминаются три императора: Август[1] (Лк. 2:1), Тиверий[2] (Лк. 3:1) и Клавдий[3] (Деян. 11:28; 18:1). Еще один император – Нерон – косвенно упоминается в Деяниях 25:25-26[4]. Считается также, что книга Откровения содержит аллюзии на императора Домициана. Хотя до официального принятия христианства императором Константином должно было пройти еще два столетия, но уже к концу первого века среди высшей императорской знати были последователи Христа. Так, например, римский историк Дион Кассий свидетельствует о христианах из императорского окружения:

Домициан умертвил и консула Флавия Клемента, хотя он приходился ему двоюродным братом и был женат на его родственнице Флавии Домицилле. Против них обоих было выдвинуто обвинение в безбожии, по которому были осуждены и многие другие, склонившиеся к иудейским обычаям. Некоторые из них были казнены, некоторые же были лишены имущества. Домицилла же была просто сослана на Пандатерию.

Евсевий Кесарийский также пишет о Флавии Домицилле, которая в пятнадцатый год правления Домициана (96 г.) «за исповедание Христа была вместе со многими другими наказана ссылкой на остров Понтию».

Продолжение следует…

Г.А. Сергиенко, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф



[1] Гай Юлий Цезарь Октавиан (годы жизни 63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) стал первым императором Римской империи. С 27 года до н.э. его официальный титул был: Император Цезарь сын божественного [Цезаря] Август (Imperator Caesar Divi Filius Augustus). Сорок один год его правления ознаменовался началом новой эпохи, известной под названием Pax Romana. После многолетней изнурительной гражданской войны и неустройства правление Августа воспринималось как начало нового золотого века в истории человечества. В годы его правления имело место рождение Иисуса (Лк. 2:1).

[2] Тиверий Цезарь, сын божественного Августа (годы жизни 42 г. до н.э. – 37 г. н.э.) – приемный сын кесаря Августа, стал вторым римским императором (годы правления 14-37 гг.). Время правления Тиверия совпало со временем служения и казни Иисуса из Назарета (Лк. 3:1)

[3] Клавдий Цезарь Август Германик (годы жизни 10 г. до н.э. – 54 г. н.э.) – четвертый римский император (годы правления: 41–54 гг.), упоминается дважды в книге Деяний в связи с голодом, который был в Палестине во время его правления (Деян. 11:28; см. И.Флавий, Иуд. Древ. 20.5.2), и в связи с его указом (49 г.) все евреи должны были удалиться из Рима (Деян. 18:1). Светоний объясняет решение Клавдия «подстрекательством некоего Хреста» (Клавдий 25.4), что, скорее всего, указывает на обострение отношений между иудеями и членами христианской общины в Риме. Таким образом, Клавдий стал первым императором, который косвенно соприкоснулся с феноменом христианства.

[4] Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (годы жизни 37–68 гг. н.э.) – пятый римский император (годы правления: 54–68 гг.). Нерон косвенно упоминается в Деян. 25:26 как «государь» (гр. κύριος). Примечательно, что начиная именно со времени правления Нерона, κύριος входит в обиход как один из популярных титулов императора. См. Deissmann, A. Light from the Ancient East: The New Testament Illustrated by Recently Discovered Texts of the Graeco-Roman World. Trans. Lionel R.M. Strachan. 1927. Reprint, Peabody: Hendrickson, 1995, P. 353. Нерон фактически стал первым императором, инициировавшим гонение на христиан. Как свидетельствует римский историк Тацит (Анналы 15.44), Нерон свалил вину за поджог Рима в 64 году на христиан. По преданию, это год кончины Петра и Павла в Риме.

Теги: История, Новый Завет, статьи
Назад в статьи