Молитва: между Богом и ближним
24.03.2014
Все мы помним известный библейский эпизод, в котором Авраам ходатайствует за жителей Содома и Гоморры. После пребывания в доме Авраама Господь вместе с ним направляется к этим двум городам, и когда Авраам понимает Божье намерение уничтожить Содом и Гоморру, он становится пред лицом Божиим и начинает просить о спасении праведников, оставшихся в этих городах. Авраам в этой истории, как правило, предстает милосердным ходатаем, а Господь — грозным судьей.
Однако если мы внимательно вчитаемся в эту историю, то увидим несколько иную картину. В критическом издании Ветхого Завета исследователь заметит примечание, указывающее, что переписчики изменили первоначальный текст. Изначально в нем говорилось не о Аврааме, стоящем пред лицом Господа, а о Господе, стоящем перед Авраамом.
Дело в том, что в ближневосточной культуре «стоять» мог только меньший перед большим, служащий раб перед господином¹. Поэтому людям, передававшим эту историю из поколения в поколение, трудно было представить, как Бог мог смирить Себя и встать перед Авраамом, на место просящего². Зачем всемогущему Богу нужно было побуждать Авраама ходатайствовать о спасении семьи праведного Лота? Разве не мог Он сделать это без посредников?
В дальнейших ветхозаветных повествованиях мы не раз встретим Бога, ищущего хотя бы одного человека (см.: Иер 5:1), который бы смог услышать Божий призыв к покаянию и «встать в проломе» (см.: Иез 22:30) за свою землю и свой народ. Господь даже удивляется: «Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал?», и далее добавляет: «Разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать?» (Ис 50:2; Ис 59:16).
Из этих слов мы понимаем, что Он — всесильный Бог, могущий избавлять и спасать, и по Своей природе не нуждается в помощи. Однако же почему-то Он не хочет обходиться без посредника.
Очевидно, что Господь заключает Сам Себя в рамки созданного Им мира, чтобы не навязывать Свою волю творению и дать ему участвовать в собственном спасении. Ведь Он, напоминает нам псалмопевец, «устрояющий спасение посреди земли» (Пс 73:12). Поэтому из раза в раз пророки напоминают, что Господь может изменить любую проблемную ситуацию, если найдется посреди грешных людей хотя бы один «соблюдающий правду, ищущий истину» (Иер 5:1; см.: Иез 22:30; Ис 63:4–5). Господь ищет заступника, или, иначе, ходатая (см.: Ис 59:16), который бы помог Ему, всемогущему, сделать то, чего желает Его сердце, — спасти народ.
Но мы можем задаться вопросом: в чем состоит суть ходатайства, которого Бог ожидает? В вышеупомянутом отрывке (см.: Ис 59:16) еврейское слово «заступник» (maphgia‘)³ происходит от корня paga‘, означающего «встречать, встревать, сталкиваться». В данном случае так называемая в еврейской грамматике порода глагола указывает на то, что ходатай — это тот, кто устраивает встречу. Таким образом, русское слово «посредник» удачно передает значение ходатайства: ходатай — это тот, кто становится посреди, пытаясь облегчить разговор между двумя сторонами.
Именно таким посредником Исаия изображает страдающего Раба Господня, в описании которого мы узнаем пророчество о Христе. Он предал Свою жизнь на смерть, был причтен к злодеям, «понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53:12). Он стал нашим maphgia‘, то есть тем, через кого Бог встречается с нашими грехами. И именно об этом и говорит Исаия далее в этой же главе. То, что мы привыкли читать, как «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис 53:6), вернее было бы переводить как «Господь сделал так, чтобы в Нем встретить4 грехи всех нас»5. Злоба, коварство, предательство, цинизм, равнодушие — вот что принял на Себя Иисус, чтобы избавить нас от греха. Когда люди перестают слышать, Бог во Христе выходит навстречу злу и побеждает его Своей любовью, смирением и прощением.
Апостол Павел постоянно напоминает, что жизнь Христа сплетена с жизнью верующих. При этом он добавляет, что «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5:15). Это значит, что мы не должны жить беззаботно — или, как говорят в народе, «как у Христа за пазухой», — но мы призваны помогать Христу нести бремя, присоединиться к Его ходатайству за этот мир. «Окружающий нас грех должен стать нашей личной проблемой»6, — говорит богослов Деннис Кинлоу. И самый первый путь к сотрудничеству с Богом лежит через молитву. Не напрасно в образном еврейском языке глагол «молиться» (hithpallel) и слово «молитва» (tephillah) происходят от одного корня, обозначающего «вклиниваться, становиться между». Молитва становится местом встречи Бога с той ситуацией, изменения которой мы так желаем.
История свидетельствует о множестве случаев, когда один человек мог изменить судьбу всего народа. Так, известно, что шотландский реформатор Джон Нокс молился: «Боже, дай мне Шотландию, или я умру!» И в кратчайшее время через его проповедь основные города этой страны покорились Богу. Рассказывают даже, что Мария Стюарт, известная как Кровавая Мэри, однажды сказала: «Я боюсь молитв Джона Нокса больше, чем армии из десяти тысяч человек». Молитва может творить чудеса и сокрушать твердыни, если в ней Божья воля встречается с человеческой.
Слова апостола призывают нас молиться непрестанно (см.: 1 Фес 5:17). Но, к сожалению, часто мы превращаем молитву в длинный список своих потребностей: чтобы хватало денег, чтобы ничего и нигде не болело, чтобы дела шли нормально. Христос говорит, что так молятся язычники, а Бог и так знает, что мы имеем нужду во всем этом. Нам же следует прежде искать Царства Божия и правды Его (см.: Мф 6:33), чтобы Царство ширилось здесь и воля Божия исполнялась на земле, как на небе (см.: Мф 6:10). Но это нелегко. Для этого нужно оставить свою волю, забыть про свое благополучие и разделить судьбу тех, кто страдает.
Со времен Авраама прошло много столетий, но в каждом поколении Господь продолжает искать людей, с которыми Он смог бы разделить возложенное на Него бремя этого мира. Если мы видим вокруг людей, несчастных в своих грехах, болезнях и заблуждениях, но, как говорится, не принимаем это близко к сердцу, то наша молитва, даже если мы и произнесем ее из чувства долга, ничего не изменит. Напротив, если страдание ближнего становится нашим страданием, а наше сердце чувствует его боль, то мы можем быть уверены, что мы имеем «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5). Тогда наша молитва станет истинным ходатайством, то есть местом встречи Бога и нуждающегося в помощи человека.
1 Так, например, понимает свою роль Божьего слуги пророк Илия (см.: 3 Цар 17:1).
2 См.: Rendtorff, Rolf. The Canonical Hebrew Bible: A Theology of the Old Testament. Vol. 7. Deo Pub, 2005. P. 28.
3 Произносится как «мафгийя».
4 Производное от корня paga‘ (встречать, сталкиваться).
5 Kinlaw, Dennis. Prayer: Bearing the World as Jesus Did. Francis Asbury Press, 2013, P. 69.
6 Ibid., P. 74.
Виктор Кротов
Источник: Журнал "Решение"
Назад в статьи
Однако если мы внимательно вчитаемся в эту историю, то увидим несколько иную картину. В критическом издании Ветхого Завета исследователь заметит примечание, указывающее, что переписчики изменили первоначальный текст. Изначально в нем говорилось не о Аврааме, стоящем пред лицом Господа, а о Господе, стоящем перед Авраамом.
Дело в том, что в ближневосточной культуре «стоять» мог только меньший перед большим, служащий раб перед господином¹. Поэтому людям, передававшим эту историю из поколения в поколение, трудно было представить, как Бог мог смирить Себя и встать перед Авраамом, на место просящего². Зачем всемогущему Богу нужно было побуждать Авраама ходатайствовать о спасении семьи праведного Лота? Разве не мог Он сделать это без посредников?
В дальнейших ветхозаветных повествованиях мы не раз встретим Бога, ищущего хотя бы одного человека (см.: Иер 5:1), который бы смог услышать Божий призыв к покаянию и «встать в проломе» (см.: Иез 22:30) за свою землю и свой народ. Господь даже удивляется: «Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал?», и далее добавляет: «Разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать?» (Ис 50:2; Ис 59:16).
Из этих слов мы понимаем, что Он — всесильный Бог, могущий избавлять и спасать, и по Своей природе не нуждается в помощи. Однако же почему-то Он не хочет обходиться без посредника.
Очевидно, что Господь заключает Сам Себя в рамки созданного Им мира, чтобы не навязывать Свою волю творению и дать ему участвовать в собственном спасении. Ведь Он, напоминает нам псалмопевец, «устрояющий спасение посреди земли» (Пс 73:12). Поэтому из раза в раз пророки напоминают, что Господь может изменить любую проблемную ситуацию, если найдется посреди грешных людей хотя бы один «соблюдающий правду, ищущий истину» (Иер 5:1; см.: Иез 22:30; Ис 63:4–5). Господь ищет заступника, или, иначе, ходатая (см.: Ис 59:16), который бы помог Ему, всемогущему, сделать то, чего желает Его сердце, — спасти народ.
Но мы можем задаться вопросом: в чем состоит суть ходатайства, которого Бог ожидает? В вышеупомянутом отрывке (см.: Ис 59:16) еврейское слово «заступник» (maphgia‘)³ происходит от корня paga‘, означающего «встречать, встревать, сталкиваться». В данном случае так называемая в еврейской грамматике порода глагола указывает на то, что ходатай — это тот, кто устраивает встречу. Таким образом, русское слово «посредник» удачно передает значение ходатайства: ходатай — это тот, кто становится посреди, пытаясь облегчить разговор между двумя сторонами.
Именно таким посредником Исаия изображает страдающего Раба Господня, в описании которого мы узнаем пророчество о Христе. Он предал Свою жизнь на смерть, был причтен к злодеям, «понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53:12). Он стал нашим maphgia‘, то есть тем, через кого Бог встречается с нашими грехами. И именно об этом и говорит Исаия далее в этой же главе. То, что мы привыкли читать, как «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис 53:6), вернее было бы переводить как «Господь сделал так, чтобы в Нем встретить4 грехи всех нас»5. Злоба, коварство, предательство, цинизм, равнодушие — вот что принял на Себя Иисус, чтобы избавить нас от греха. Когда люди перестают слышать, Бог во Христе выходит навстречу злу и побеждает его Своей любовью, смирением и прощением.
Апостол Павел постоянно напоминает, что жизнь Христа сплетена с жизнью верующих. При этом он добавляет, что «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5:15). Это значит, что мы не должны жить беззаботно — или, как говорят в народе, «как у Христа за пазухой», — но мы призваны помогать Христу нести бремя, присоединиться к Его ходатайству за этот мир. «Окружающий нас грех должен стать нашей личной проблемой»6, — говорит богослов Деннис Кинлоу. И самый первый путь к сотрудничеству с Богом лежит через молитву. Не напрасно в образном еврейском языке глагол «молиться» (hithpallel) и слово «молитва» (tephillah) происходят от одного корня, обозначающего «вклиниваться, становиться между». Молитва становится местом встречи Бога с той ситуацией, изменения которой мы так желаем.
История свидетельствует о множестве случаев, когда один человек мог изменить судьбу всего народа. Так, известно, что шотландский реформатор Джон Нокс молился: «Боже, дай мне Шотландию, или я умру!» И в кратчайшее время через его проповедь основные города этой страны покорились Богу. Рассказывают даже, что Мария Стюарт, известная как Кровавая Мэри, однажды сказала: «Я боюсь молитв Джона Нокса больше, чем армии из десяти тысяч человек». Молитва может творить чудеса и сокрушать твердыни, если в ней Божья воля встречается с человеческой.
Слова апостола призывают нас молиться непрестанно (см.: 1 Фес 5:17). Но, к сожалению, часто мы превращаем молитву в длинный список своих потребностей: чтобы хватало денег, чтобы ничего и нигде не болело, чтобы дела шли нормально. Христос говорит, что так молятся язычники, а Бог и так знает, что мы имеем нужду во всем этом. Нам же следует прежде искать Царства Божия и правды Его (см.: Мф 6:33), чтобы Царство ширилось здесь и воля Божия исполнялась на земле, как на небе (см.: Мф 6:10). Но это нелегко. Для этого нужно оставить свою волю, забыть про свое благополучие и разделить судьбу тех, кто страдает.
Со времен Авраама прошло много столетий, но в каждом поколении Господь продолжает искать людей, с которыми Он смог бы разделить возложенное на Него бремя этого мира. Если мы видим вокруг людей, несчастных в своих грехах, болезнях и заблуждениях, но, как говорится, не принимаем это близко к сердцу, то наша молитва, даже если мы и произнесем ее из чувства долга, ничего не изменит. Напротив, если страдание ближнего становится нашим страданием, а наше сердце чувствует его боль, то мы можем быть уверены, что мы имеем «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5). Тогда наша молитва станет истинным ходатайством, то есть местом встречи Бога и нуждающегося в помощи человека.
1 Так, например, понимает свою роль Божьего слуги пророк Илия (см.: 3 Цар 17:1).
2 См.: Rendtorff, Rolf. The Canonical Hebrew Bible: A Theology of the Old Testament. Vol. 7. Deo Pub, 2005. P. 28.
3 Произносится как «мафгийя».
4 Производное от корня paga‘ (встречать, сталкиваться).
5 Kinlaw, Dennis. Prayer: Bearing the World as Jesus Did. Francis Asbury Press, 2013, P. 69.
6 Ibid., P. 74.
Виктор Кротов
Источник: Журнал "Решение"