О свободе взрослых
09.01.2016
Как-то я рассказывал человеку о смысле Рождества и услышал недоуменный вопрос — а зачем все это? Зачем Бог стал человеком, прожил земную жизнь, умер на кресте, воскрес из мертвых, повелел всем народам каяться и веровать? Почему бы всемогущему Богу просто не простить грешного человека, как отец прощает ребенка? Тем более, что Библия нередко прибегает к этой аналогии — Бог сравнивается с Отцом, а люди — с детьми.
Но любая аналогия в каких-то отношениях отражает реальность, в каких-то — нет. Она работает в том отношении, что ребенок не знает и не понимает многих вещей, поэтому, должен полагаться на взрослых. Почему нельзя есть столько конфет, сколько он бы хотел? Почему нельзя гулять до утра? Почему надо одеваться зимой так, как велят? Почему нельзя круглосуточно играть на компьютере, а надо заниматься вместо этого физкультурой и уроками?
Потому, что папа с мамой так сказали. Понимает ли ребенок причины их запретов и повелений или нет - он должен слушаться. Родители заботятся о благе ребенка и намного лучше знают, что для него лучше. Аналогия работает еще и в том отношении, что к родителям должно относиться с глубоким почтением.
Но есть отношение, в котором аналогия не работает. В отличие от маленьких детей в семье, мы свободны. Ребенок просто не получит столько конфет, сколько захочет, его "сгонят" с компьютера, заставят учить уроки даже, если ему это не нравится. Взрослые просто насильно удерживают ребенка от того, что будет ему во вред.
Отношения Бога с человеком - это, скорее, отношения с уже выросшим сыном. Как в притче о блудном сыне - отец не мешает юноше уйти из дома, даже дает ему часть имения. Этот сын, по меньшей мере подросток, так как маленького ребенка бы просто отшлепали и поставили в угол. И вот Бог дает нам уйти. Он дает нам свободу выбора. Бог наделяет человека реальной свободой и ответственностью. А реальный выбор предполагает реальные последствия. В отличие от маленьких детей, мы вольны идти куда хотим и делать, что сочтем правильным - и никто не схватит нас за шкирку.
Но у этого есть последствия — мы действительно придем туда, куда решили идти. И эти последствия нельзя просто объявить несуществующими. Это означало бы объявить несуществующей, фиктивной, саму человеческую свободу.
Поэтому Бог выбирает именно такой путь спасения — Он становится Человеком и принимает на Себя последствия человеческого выбора. Потому, что грех — это не детская шалость. Это катастрофа и предательство вселенского масштаба, совершенное не маленькими детьми, а взрослыми, свободными, ответственными, наделенными реальной властью в мироздании существами. Нам очень важно понять реальность нашей свободы и то, что мы тяжко злоупотребили ей и продолжаем злоупотреблять. Воплощение и Крест должны постоянно напоминать нам об этом.
Сергей Худиев
Источник: www.kbogu.ru
Назад в статьи
Но любая аналогия в каких-то отношениях отражает реальность, в каких-то — нет. Она работает в том отношении, что ребенок не знает и не понимает многих вещей, поэтому, должен полагаться на взрослых. Почему нельзя есть столько конфет, сколько он бы хотел? Почему нельзя гулять до утра? Почему надо одеваться зимой так, как велят? Почему нельзя круглосуточно играть на компьютере, а надо заниматься вместо этого физкультурой и уроками?
Потому, что папа с мамой так сказали. Понимает ли ребенок причины их запретов и повелений или нет - он должен слушаться. Родители заботятся о благе ребенка и намного лучше знают, что для него лучше. Аналогия работает еще и в том отношении, что к родителям должно относиться с глубоким почтением.
Но есть отношение, в котором аналогия не работает. В отличие от маленьких детей в семье, мы свободны. Ребенок просто не получит столько конфет, сколько захочет, его "сгонят" с компьютера, заставят учить уроки даже, если ему это не нравится. Взрослые просто насильно удерживают ребенка от того, что будет ему во вред.
Отношения Бога с человеком - это, скорее, отношения с уже выросшим сыном. Как в притче о блудном сыне - отец не мешает юноше уйти из дома, даже дает ему часть имения. Этот сын, по меньшей мере подросток, так как маленького ребенка бы просто отшлепали и поставили в угол. И вот Бог дает нам уйти. Он дает нам свободу выбора. Бог наделяет человека реальной свободой и ответственностью. А реальный выбор предполагает реальные последствия. В отличие от маленьких детей, мы вольны идти куда хотим и делать, что сочтем правильным - и никто не схватит нас за шкирку.
Но у этого есть последствия — мы действительно придем туда, куда решили идти. И эти последствия нельзя просто объявить несуществующими. Это означало бы объявить несуществующей, фиктивной, саму человеческую свободу.
Поэтому Бог выбирает именно такой путь спасения — Он становится Человеком и принимает на Себя последствия человеческого выбора. Потому, что грех — это не детская шалость. Это катастрофа и предательство вселенского масштаба, совершенное не маленькими детьми, а взрослыми, свободными, ответственными, наделенными реальной властью в мироздании существами. Нам очень важно понять реальность нашей свободы и то, что мы тяжко злоупотребили ей и продолжаем злоупотреблять. Воплощение и Крест должны постоянно напоминать нам об этом.
Сергей Худиев
Источник: www.kbogu.ru