Не полагайся на разум твой
Я держу в руках книгу «Открытия, которые изменили наш мир». В ней перечислены основные этапы человеческой цивилизации: от колеса, паровой машины, автомобиля – до самолета, компьютера и космической ракеты. Заканчивается эта книга словами: «Настанет день, когда человечество покинет Солнечную систему, и с этого времени, возможно, начнется новая эра в истории людей».
Неужели человек, опираясь на силу своего интеллекта и поднимаясь по лестнице познаний, в самом деле, взойдет когда-нибудь на небо и среди звезд устроит гнездо свое? (Авд. 1:4). Когда мне приходится вникать в устройство какого-либо хитроумного механизма и поражаться его функциями, я невольно думаю: «Оригинально, здорово придумано!» И в то же время мне приходят на память слова из Священного Писания: «...Первый из народов Амалик, но конец его – гибель... Крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое; но разорен будет Каин...» (Числ. 24:20-22). Потомки Каина – это те люди, которые «пошли от лица Господня...» (Быт. 4:16). Они строили города, искусно играли на гуслях и свирели. Среди них были умельцы, научившиеся плавить металл и изготовлять себе орудия из меди и железа (Быт. 4 гл.).
Разум человека – это его великое преимущество перед всеми остальными тварями в природе. Это его могучее орудие в борьбе за выживание. Только благодаря ему он сделался способным, по слову Творца, обладать землею и владычествовать над животным миром. Но не торопитесь приносить жертву хвалы богине разума. Часто, очень часто разум становится предметом нашей гордости, причиной отпадения от Бога и погибели многих душ. Во всех музеях, где демонстрируют достижения технического прогресса, мне хочется повесить слова следующей молитвы: «Благодарим Тебя, Боже, Владыка неба и земли, за разум, который Ты вложил в нас в день нашего сотворения и который возвышает нас над всеми живыми тварями, пресмыкающимися по земле. Мы принесли сюда произведения нашего ума, сделанные из материалов, подаренных нам Тобою. Мы положили их здесь не для того, чтобы поклоняться изделию своих рук и гордиться сами собою, но для того, чтобы еще раз увидеть действие Твоего творчества в нас, проявление Твоего царственного творения, и это похвала Твоему неисследимому разуму! Мы не хотим, чтобы разум служил нашей погибели, но чтобы мы, пребывая в смирении, благодарили Тебя за этот небесный дар и возвышались к Тебе посредством Твоей благодати и истины, которую Ты явил в Иисусе Христе».
По пути самовозвышения, полагаясь лишь на разум свой, первым пошел наш враг – диавол, который не всегда был таким, каким является теперь. Нельзя обойти без внимания того, с какой подробностью Бог говорит о сотворении этого, когда-то прекрасного и могучего херувима, рассказывая о его великом назначении в царстве «огнистых камней», о его прекрасном убранстве и совершенстве (Иез., 28 гл.) В книге Иова Бог сравнивает его с самым сильным и отважным из своих тварей – левиафаном. Этот сын зари был призван осенять Божий трон. Это было его началом. Но теперь он падшее творение, «царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:26), и конец его – вечные страдания во глубине преисподней. И вот причина его падения: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю...» (Иез. 28:17). Как часто сатана теперь обольщает живущих на земле следовать за ним и обращает острие нашего интеллекта на погибель нам!
Во Второй книге Паралипоменон идет речь о царствовании царя Озии: «...И прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог... И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен» (26:5-15). Это было его началом, а о конце этого царя сказано: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим... И отлучен был от дома Господня... И почил Озия с отцами своими...» (ст. 16-23).
Разум, обольщенный диаволом, лишенный смирения и страха Божия, приносит нам неизмеримое зло и неисчислимые бедствия другим людям. Сколько хитроумных машин было придумано для того, чтобы умножить страдания людей на земле, сколько сил природы было вызвано для того, чтобы приблизить их скорую погибель! О человек, несущий в себе искру божественного разума, можешь ли ты хвалиться перед Тем, кто однажды вдохнул его в земную персть? Все лучшие и вожделенные произведения твоего ума – это лишь хромающая копия того, что создал Творец. Посмотри на природу, одно из откровений Его невидимой силы и Божества, нигде ты не увидишь там границ Его премудрости. «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские» (Иов.12:7-8).
Человек, смиренно учащийся у природы, находит в ней решение своих конструктивных, инженерных, энергетических проблем. Бионика, молодая наука, говорит нам об этом. Природе, а не нам принадлежит первенство. Самые надежные летательные аппараты, самые экономичные двигатели, самые совершенные оптические, акустические, навигационные приборы создал Божий, а не человеческий разум. Тысячелетиями они находятся на службе у природы, и, не нуждаясь в модернизации, превосходно исполняют свое назначение. Даже в век компьютерной техники и реактивных двигателей природе, а не людям, принадлежит последнее слово.
Итак, наш разум не может служить нам мерилом всего, являясь лишь производным другого, более могущественного и неизмеримого разума Божьего. Человек хвалится своим прогрессом, но большая часть его успехов – это опыт и знания, накопленные по крупицам многими поколениями. Не надо забывать тем, кто стоит сегодня на последней ступени знаний, о тех многих смиренных и благочестивых мужах, стоявших в начале этой лестницы достижений. Их имена известны всему миру и увековечены в наименовании многих величин и законов физики, химии, астрономии и т.д. Мы знаем их кропотливый труд и их молитвы к Богу о ниспослании им откровений в научной сфере.
Мы можем изучать природу, трудиться над исследованием законов, вложенных в нее, но без откровения свыше в науке не будет революционных открытий. «На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их – в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним» (Еккл. 9:1). «Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его... И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис. 28:23-29).
Бог, наставляющий земледельца, позволил увидеть Карлу Линнею, отцу ботаники, величественную поступь Творца в систематизированном мире живых тварей; благочестивым Копернику и Кеплеру – извлечь из гармонии движения небесных тел фундаментальные формулы астрономии; гениальному Ньютону – прочесть на мантии природы закон всемирного тяготения; пастору Максу Планку – познать тайны микрокосмоса, а Эйнштейну – заглянуть за завесу времени и пространства.
Сегодня человек подошел к самому основанию материального мира, к сердцевине всего сущего в нем, к атому. И здесь его разум отказывается быть проводником, потому что за этой гранью кончается мир вещества, перестает действовать закон причины и следствия. Здесь нет больше материи, но действуют силы, восходящие к началу – недрам Божества, из которых вышло все и начало быть, что начало быть. Здесь, на границе материального и духовного мира, Бог встречает человека, поднимающегося по лестнице познания, и говорит ему: «...Доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов. 38:11). Познать духовный мир можно лишь через узкие врата покаяния, а не путем рационального мышления.
Человек хвалится тем, что своим разумом покоряет силы природы. Но эти силы, как и законы, которым они покоряются, не придуманы людьми. Они принадлежат Господу сил, они, как сильные кони, ожидали, пока человек научится плавить металл, и изготовит узду для управления ими. И лишь когда люди прочитали букварь природы и обрели достаточно знаний и опыта, Владыка позволил им овладеть некоторыми из них. Но есть среди этих «коней» дикие и необузданные, обладающие чудовищной силой. Вопрос Божий к человеку и через тысячи лет остается все еще без ответа: «Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?» (Иов. 38:35). Нет, молнии направляются лишь по намерениям Его.
Человеческий разум стал жезлом в руке царя природы. Им он заставляет многие силы природы крутить свои тяжелые жернова, создавая уют и комфорт в жилищах и городах. Но этот же разум нарушает равновесие в природе, создавая проблемы утилизации отходов и прочие. Бог погубит губивших землю, однажды Он уничтожит на ней все наши дела. Таким образом, памятник нашей гордыни не будет возвышаться вечно над землею.
Тот, кто возносит свой разум на пьедестал почета, очень быстро может уподобиться животным, которых Бог не наделил разумом. Навуходоносор был энергичным полководцем, обладал прекрасным эстетическим вкусом и архитектурными способностями. Но когда он возгордился, Бог лишил его разума: «...И отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Дан. 4:30). Сегодня таких людей содержат в домах для умалишенных. Жалкую картину представляет из себя царь природы, лишенный своего жезла, врученного ему Создателем в день сотворения. Лишь Бог, наделивший нас этим прекрасным даром – разумом, достоин славы. Он же и Тот, кто «отнимает ум у глав народа земли...» (Иов. 12:24).
Человеческий разум не является гарантом нравственного достоинства. Опираясь на свой разум, восходя по лестнице познания, человек может не замечать своего духовного падения. Жалок человек, всегда учащийся и никогда не могущий дойти до познания истины (2 Тим. 3:7). К мрачной картине, изображающей его сердце (Матф. 15:19), мы, к сожалению, и в наш просвещенный век не можем добавить ни одной светлой полосы. О, это старое, грешное сердце! Оно не становится лучше от великих открытий и ученых степеней. Люди без Бога, «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Римл. 1:22-25).
Как и в античные времена, человек, служит сегодня своим золотым, серебряным, деревянным идолам. Люди поклоняются собственному разуму, влюбляются в искусно придуманные ими машины, которые увозят их потом в город молчания.
Разум не приближает нас к Богу. Он не является мерилом всего и нашей нравственной опорой. Разум ограничен, и мы можем лишиться его в расцвете нашего творчества. Поэтому надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой! Один Господь может быть путеводителем нашей юности, и до старости, до седины Он обещает нас не оставить. Его благодать является нашим спасением и путем в вечную жизнь. «Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Петр. 1:13).
Константин Озерков
Источник: Международная христианская газета