1882-2024
142 года общине в Москве
Статьи

Статьи

Почему убили Христа? (независимое расследование событий Страстной Пятницы)

Почему убили Христа? (независимое расследование событий Страстной Пятницы)
22.04.2011 После чудесного воскрешения Лазаря, многие иудеи поверили в Божественную силу Христа.

Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его. (Иоан.11:47-57)

Напряжение нарастало. Объявив розыск Иисуса из Назарета, спецслужбы с согласия Синедриона приступили к решительным действиям, стремясь любыми средствами захватить Христа. На ноги была поднята вся сеть тайных осведомителей, указания были разосланы во все регионы страны. Взят был Христос под стражу при содействии одного из двенадцати Своих учеников. Иуда Искариот привел старейшин иудейских, толпу и римских воинов в масличный сад к востоку от Иерусалима, куда удалился для молитв Учитель с учениками. Условным знаком, позволившим воинам опознать в ночной тьме Иисуса Христа, было целование (обычный способ приветствия у евреев) Иуды.

Господа Иисуса Христа осудили по двум правовым системам: иудейской, которая считалась самой справедливой, (будучи построенной на принципе наказания равнозначного вине, как еще было установлено в данном от Бога Моисею законе – око за око, зуб за зуб), и римской, которая содержала самые совершенные правовые законы и лежит в основании современного права.

В отношении к Иисусу Христу нормы еврейского права, допускавшие арест только после проведенного следствия, были нарушены. Как исключение допускался ночной арест при опасности того, что в течение ночи преступник может совершить новое преступление или скрыться. Но даже тогда судебный процесс мог начаться только утром следующего дня. (В Деяниях Апостолов мы видим, что по этой причине и заключенные апостолы содержались в темницах до утра). Первым на это нарушение обратил внимание первосвященников Сам Христос:

Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. (Лук.22:52,53)

Мечи и колья, которыми было вооружено множество народа, видимо, были взяты для прикрытия беззакония. Римских воинов, посланных вместе со старейшинами и начальниками храма, было вполне достаточно для задержания ненавидимого ими Проповедника (даже с учетом сопровождавших Его учеников). Последние слова (теперь ваше время и власть тьмы) прямо говорят о том, что закон в отношении к Нему соблюдаться не будет.

Апостол Иоанн дополнил других евангелистов рассказом о том, как арестованного Иисуса Христа сначала привели в дом первосвященника Анны, а не Каиафы. Первосвященник Анна, руководитель всей операции по поимке преступника, должен был первый опросить задержанного и попытаться его с хода «расколоть», в том числе применив физическое принуждение. Допросить «с пристрастием». Этот тактический прием допрашивающих хорошо известен. Задается нейтральный доброжелательный тон, чтобы почувствовать личность человека, с которым предстоит нелегкий разговор. Он имеет и скрытый подтекст: не проговорится ли допрашиваемый, находящийся в крайне эмоциональном возбуждении после ареста, о соучастниках, о своих криминальных действиях:

Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. (Иоан.18:19-21)

Задуманная ранее тактика допроса не удалась. Иисус ничего не сказал об учениках. Показывая на окружающих его лиц из числа близких к первосвященнику людей, которых, несомненно, видел на своих проповедях, он просит обратить вопрос к ним. Поскольку следственная хитрость не удалась, разыгрывается прием устрашения, заранее обговоренный:

Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Иоан.18:22-23)

«Служитель стоящий близко», бьет по лицу Христа, переводя смысловую нить разговора, в которой не было ничего обидного для первосвященника, в эмоциональную, якобы «возмущаясь тоном», каким был дан ответ.

Первосвященник Анна понимает, что допрос окончен, что «преступник» ничего не сказал против себя, отправляет Иисуса к зятю, первосвященнику Каиафе. Дознание, оперативная работа закончена. Материалы «дела» уже переданы в Синедрион для проведения судебного следствия. Неимоверный реализм повествования апостола исключает даже саму мысль о том, что это может написать не очевидец, а некий великий писатель той поры, обладающий литературной техникой, достигнутой людьми лишь в XIX веке.

Суд над Иисусом Христом начался в доме первосвященника Каиафы, куда отправил Анна Иисуса и где собрались члены высшего иудейского суда, имевшего право выносить смертный приговор с последующим утверждением его римской властью. Что представлял собой Великий Синедрион, первым осудивший Спасителя? Членство в Синедрионе было пожизненным. Вместе с председателем, которым был первосвященник, число его членов составляло 71. С уничтожением царской власти реальные права этого учреждения выросли. Синедрион мог судить первосвященника, лжепророка. Только с согласия Синедриона могла быть объявлена война. Синедрион времен римских прокураторов продолжал еще хранить традиции древнего Совета старейшин, но дух в нем был уже иной: появился тот религиозный формализм, который принято называть законничеством. Тон в Синедрионе задавали соперничавшие друг с другом фарисеи и саддукеи. В Синедрионе решающий голос принадлежал именно саддукеям, из них избирались и первосвященники. При всем своем соперничестве с фарисеями они были едины с ними в ненависти к Божественному Проповеднику, так как Иисус Христос в своих проповедях резко обличал тех и других, учил беречься закваски фарисейской и саддукейской.

Как ни скупы сведения о первосвященнике Каиафе в источниках, образ его проступает достаточно определенно. Перед нами расчетливый саддукей, в мыслях и действиях которого политик полностью заслоняет священника.

В ночь, когда праздновалась ветхозаветная пасха, в его доме собрались не только члены Синедриона, и многолюдное собрание стало участником суда над Спасителем. Еврейское право не знало "закрытых процессов". Моисей дал древним евреям понимание гласности как важного принципа справедливого суда. Правда, сама по себе открытость судебного процесса не избавляет от тяжких беззаконий. Участвовали в ночном заседании первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион. Еврейское судопроизводство, разрешая присутствие народа, вместе с тем запрещало посторонним проявлять какое-либо участие в делах судебного разбирательства. В отношении к Иисусу Христу, возможно, мы имеем дело еще с одним нарушением. Евангелист Матфей сообщает о том, что «все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти» (Мф. 27:1). И в других местах Евангелия старейшины, участвовавшие в осуждении Христа, упомянуты вместе с членами Синедриона.

Главным основанием для судебного обвинения являлись свидетельства. Перед судьями прошло много лжесвидетелей, но показания ни одного из них не были достаточными. Напомню, что еврейские законы запрещали ложные свидетельства:

Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя; (Втор.19:16-19)

В суде же над Иисусом Христом это нарушалось неоднократно: лжесвидетельствовали не только многие приглашенные на заседание Синедриона для дачи показаний, но и сами первосвященники, явившиеся к Пилату для утверждения смертного приговора.

Рассмотрим основные пункты обвинения, которые были предъявлены Иисусу Христу:

1. «Нарушение слова Господня».

Предпринималась попытка доказать вину Христа в нарушении заповедей Моисея — Закона. Начали с четвертой заповеди: «Соблюдай день субботний»: «В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы». (Лук.6:1-5). На страницах Евангелия мы встречаем множество попыток подобного рода — обвинение в нарушении Закона. Но Иисус Христос разъяснил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Матф.5:17,18).

2. «Святотатство».

Одним из обвинений, выдвинутых доносчиками, явились слова Христа о том, что он, якобы, желает разрушить храм. «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. (Матф.26:59-61). Но что-то не заладилось у обвинителей. В дальнейшем это обвинение также не подтвердилось; видимо, свидетели отказались от своих показаний в зале Синедриона: «И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно. (Мар.14:57-59). Может быть, само обвинение показалось абсурдным. Стремление представить Христа в виде «террориста» сорвалось.

3. «Хула на Господа» или «Богохульство».

Настал же тогда в Иерусалиме [праздник] обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. (Иоан.10:22-33).

В Синедрионе решили «подкрепить» это обвинение:

И, встав, первосвященник сказал Ему: [что же] ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. (Матф.26:62-66)

Иисус Христос не отвечал на лжесвидетельства. Суд, желавший придать законный характер приговору, оснований для обвинения так и не получил. Ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, закончилось почти внезапно. Первосвященник задал Христу вопрос: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф. 26, 63). Слова Христа напоминают не ответ подсудимого, а откровение о Своем Богочеловечестве: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! (Мф.26:64-65). Никто, кроме Иисуса Христа, не знал, что происшедшее в ту минуту знаменовало собою завершение всей ветхозаветной истории. Евреи раздирали одежды в знак крайнего оскорбления или горя. Когда братья предали Иосифа мадиамским купцам, Рувим, не найдя его во рву, разодрал одежды, думая, что брат его убит. То же сделал Иаков, оплакивая сына. Так же поступил и святой пророк Давид, когда узнал, что Авессалом умертвил всех царских сыновей. Но первосвященникам Господь запретил раздирать одежды. Когда огонь от Господа сжег сынов Аарона Надава и Авиуда за то, что они принесли пред Господа огонь чуждый (Лев. 10:1), Господь устами пророка Моисея сказал первосвященнику Аарону и сыновьям его Елеазару и Ифамару: «голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество». (Лев. 10:6).

Каиафа совершил нечто до того небывалое – разодрал первосвященнические одежды. Этим он старался всенародно показать свой «священный гнев», но в сущности показал свою неистовую злобу к Господу. Первосвященническая одежда – златотканная, сделанная из тонко сотканных золотых и серебрянных нитей, сохранялась и передавалась как святыня со времени Аарона. Таким образом разодрание ее стало видимым знаком незримого Божьего наказания – лишение иудейских священнослужителей Богом дарованного священнического достоинства. Первосвященник Христос заключил Новый Завет и уже не с избранным народом, а со всем человечеством.

Приняв слова Узника как основание для обвинения в богохульстве (в нарушение норм еврейского судопроизводства, согласно которым никто не мог быть осужден на основании его собственного признания), Синедрион признал Его повинным смерти. Было совершенно очередное правонарушение. Иудейский закон требовал, что когда суд закончится, преступление доказано и следует произнести смертный приговор, обвиняемый должен быть отведен в темницу, а суд весь день должен заседать и обсуждать деяние, доказательства и наказание. И только на следующее утро определялось наказание. Члены синедриона нарушили эту важную гарантию справедливости приговора. Они торопились, ибо приближался священный для иудеев субботний день, который приходился на праздник Пасхи, и тогда не подобало совершать никаких дел. Это объясняет почему были совершены и предыдущие нарушения закона: ночной арест, ночной процесс, расследование без обвинения от свидетелей-очевидцев или потерпевших. Если бы Спаситель был задержан в утро пятницы, процесс бы проходил в пятницу, а целый субботний день суду следовало бы обсуждать справедливость приговора. Спеша осудить Спасителя на смерть, и при том формально соблюдая Моисеев закон, иудеи совершили порочное и несправедливое деяние. Так, соблюдая букву закона, иудейские вожди отреклись от его духа милости и правды.

Необходимо отметить, что у суда была возможность вынести смертный приговор с указанием вида казни и добиваться утверждения его у римской власти. Вместо этого первосвященники повели Иисуса Христа на суд к римскому прокуратору, квалифицировав Его вину, исходя из римских законов (якобы Христос запрещал давать подать кесарю). В этом был лукавый расчет людей, боящихся своего народа, который за пять дней перед этим восклицал при въезде Господа в Иерусалим "Осанна" и под ноги осленка постилал одежды. Но боязнь народа первосвященниками была излишней: народ, не увидевший земной, царской силы Христа, к этому времени уже отвернулся от Него. В частности, это проявилось в том, что множество народа вышло для осуждения Его ночью: можно себе представить степень озлобления этих людей, если вспомнить, что был уже первый день самого торжественного праздника евреев - Пасхи, когда принято было находиться дома. Нужно помнить также, что в эти дни иудеи не имели права совершать казнь. О крайнем озлоблении свидетельствует и стремление саддукеев и фарисеев предать ненавидимого ими Проповедника особо позорной смерти, каковой считалось распятие.

Что же сделал Он злого, что должен был так страдать и погибнуть? Он свидетельствовал перед всем народом, что Он есть Мессия, о Котором говорили пророки, и на Которого надеялись отцы, но Ему не поверили. Он неоднократно спрашивал: «Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?», на что Ему отвечали руганью и злословием, обзывали Его самарянином, в которого вселился бес. Его арестовали и отдали под высшие в Иудее духовный и мирской суды: под суд синедриона, где главенствовал первосвященник Каиафа и под суд римского наместника Понтия Пилата. И хотя все предъявленные Ему обвинения оказались ложными. Его все же казнили. Он должен был, словно преступник, умереть на Голгофском кресте.

Что же все-таки привело Его на крест? Ни что другое, как грех и злоба людские. Один грех протягивал руку другому греху, чтобы привести на крест Господа: это фарисеи со своей самоправедностью, это народ со своей нерешительностью, это Иуда Искариот со своим предательством и воины со своей жестокостью и грубостью. Все они внесли свою лепту в то, чтобы привести Иисуса на крест. Все эти грехи вышли из глубины сердец, возлюбивших тьму больше, чем свет. Они ненавидели свет и не хотели терпеть Его в своей среде. Иисус призывал их к покаянию, к обращению, но они пренебрегли Его словом, и грех все возрастал и умножался. Как растут плевелы, так растет и грех. Сначала эти люди ненавидели Иисуса втайне, но затем перешли к открытым действиям, схватили Его и казнили. К этому человеческому роду, к этим детям Адама относимся и мы все. У нас такое же сердце, какое было у тех, прибивших Иисуса ко кресту. Мы их кровные родственники. В наших венах течет такая же грешная кровь, которая текла в их венах. Сердце человека есть бездна греха и злобы. Мы все виновны в гибели Иисуса. Поэтому и все мы должны под крестом Христа ударять себя в грудь и молиться: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!».


Источник: Омский баптист

Теги: Пасха, статьи, Голгофа
Назад в статьи