Ю. А. Калвайтис: я не собирался быть пастором
Юргис Альфонсович, расскажите читателям нашего сайта, как Вы стали пастором?
На самом деле я никогда не шел к пасторскому служению, и намерения такого не было. В служение по организации церкви попал следующим образом: стоял в очереди в магазине за хлебом, подошел ко мне человек, такой в рабочей одежде, и предложил, чтобы мы в нашем районе церковь организовали. Я спросил его, откуда он меня знает, он сказал, что видел меня, однажды, в центральной церкви. Тогда я ответил, что мне надо подумать. Я пошел домой, помолился и услышал от Бога явно поручение: иди и трудись. Это был 1989-й год. Так я и начал заниматься организацией церкви вместе с другими братьями. В послании к Евреям в 5-й главе написано: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи». Из людей избирается и поставляется Богом, т. е. я этого не планировал, но Бог так обстоятельства моей жизни повернул, что я просто должен был этим заняться, Бог мне показывал это через самые разные жизненные обстоятельства.
На трех моих последних работах мне, рано или поздно, начальники говорили: ты нам нужен как специалист, но ты определись, ты в церкви работаешь или у нас. Поэтому мне пришлось, со временем, полностью перейти в церковь. Когда мы уже купили это здание, и надо было заниматься реконструкцией, нужно было полное посвящение на это дело.
Расскажите немного об истории становления церкви «Воскресение».
Первое собрание состоялось 22 сентября 1990 года, на этом первом служении собралось 28 человек, это были, в основном, члены центральной церкви. Это собрание прошло на улице Домодедовской, где мы арендовали актовый зал ДЕЗа. В этом же здании, через два часа после нашего служения, начиналась дискотека. На стенах этого зала висели портреты всего правительства Советского Союза, а справа от проповедника стоял бюст Ленина. Вот так мы начинали наше служение, но что интересно, что уже на том первом собрании покаялась женщина. Приблизительно через пять лет, церковь набрала около 300 человек, где-то в этом количественном составе церковь и держится по сегодняшний день.
А в каком году было приобретено здание церкви?
Когда мы еще в 1989 году начали заниматься регистрацией документов, мы сразу обратились с просьбой, чтобы нам дали землю под строительство, и где-то в течении девяти лет нам предлагали разные участки, но когда дело уже подходило к согласованию, у нас эти участки отнимали. В конце концов, в 1997 году мы взяли в аренду здание, в котором мы сейчас находимся, а в 1998 году выкупили. Аренда была неподъемной для нас в те времена. Для того, чтобы убедиться, что нас в очередной раз не водят за нос, я предложил в префектуре, что мы его выкупим. Через аукцион, на котором стоимость этого здания по милости Божьей удалось снизить в три раза, мы его выкупили, не имея денег на тот момент. Т. е. мы сидели и торговались за те деньги, которых мы не имели. Нам предложили выкупить это здание за 380 тыс. долларов, а мы его реально купили за 160 тыс., причем нам предложили выплачивать эту сумму в течении года. Бог нас благословил, послав человека, который помог нам выкупить это здание за два месяца. Это был американец, который оставил завещание, чтобы, после его смерти, те средства, которые у него останутся на счету, были распространены по всему миру на строительство молитвенных домов. Таким образом, часть этих денег дошли до церкви «Воскресение». Я видел вдову этого человека, и все, что я ей мог сделать, это подарить портрет Иисуса Христа, который нарисовал один из художников просто на баптистском съезде. Я купил у этого человека портрет потому, что ему не за что было поехать домой. Он попросил меня его купить, чтобы тот смог приобрести билет домой и ради билета я совершил эту покупку. Именно его я и подарил этой женщине и она была очень счастлива. Такой вот портрет Христа за 160 тыс. долларов…
В последующие годы мы занимались реконструкцией здания и в 2005 году сдали в эксплуатацию. Само это здание в 1947 году было построено немецкими военнопленными, затем это была заводская гостиница. Когда мы его купли, оно было в очень тяжелом состоянии, стоя в холле на первом этаже, можно было видеть голубое небо. Нам пришлось совершить капитальную реконструкцию.
Какими, на Ваш взгляд, самыми важными чертами должен обладать пресвитер?
Люди по-разному это оценивают, кто-то считает, что пастор должен быть сильным лидером, кто-то, что пастор должен быть хорошим коммерсантом или менеджером. Но я склоняюсь к тому, что записано все в той же 5-й главе послания к Евреям, смотрите на характеристики: «могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью». Т. е. учиться у Христа смотреть на людей Его глазами, опускаться до уровня разных слоев, потому что Христос не постеснялся прикоснуться к прокаженным. Я думаю, что эта характеристика важна, а все остальное – это необходимые качества, которые Господь может через пасторов, дьяконов или других служителей компенсировать в церкви. Каждая церковь имеет свой комплект даров и талантов, которых ей достаточно, Бог сам заботится о том, какие дары и таланты должны быть в церкви. Вот на момент строительства, у нас были все необходимые специалисты по стройке. Бог благословил нас настолько, что мы смогли создать подрядную организацию по строительству собственного молитвенного дома. Самое интересное, что если здесь я пастор, то там я был простым механиком.
А с какими основными трудностями или вызовами Вам пришлось столкнуться в служении пастора?
Я думаю, что это атаки лукавого, в том числе на семью. Потому что «поражу пастыря и рассеются овцы», если пастор впадает в какой либо грех, от этого очень сильно страдает церковь. Поэтому, я думаю, больше всего пастор нуждается в том, чтобы народ молился за него и, в духовном плане, ставил вокруг него ограду. Я знаю, что за меня молятся во всем мире, и я очень благодарен за это. Атаки лукавого настолько изощренны, что не всегда человек их может распознать и тут нужно особое Божье руководство и защита. Часто люди приходят в церковь со своими грехами, которые сами имеют и хотят навязать их другим.А вызовы бывают очень разные, например, во время строительства, к нам пришел человек и предложил обменяться с нами неликвидами, т. е. он на стройке где-то работает, какие-то стройматериалы наворовал и готов их по дешевке продать или у нас взять материалы и продать их на стороне. Вор идет со своими интересами в церковь, амбициозный человек идет со своими интересами. Очень важно вовремя эти вещи распознать и не дать греху иметь место и расцвести в церкви. И еще важно, не дать себя втянуть в плотскую борьбу.
Каждая церковь отличается своими приоритетными служениям, какие служения Вы бы выделили в Вашей церкви?
Церковь «Воскресение» всегда старалась благовествовать, начиная с тех времен, когда была возможность получать бесплатную литературу, мы старались благовествовать и участвовать в социальном служении. Фактически, уже 19 лет церковь «Воскресение» опекает ближайший дом престарелых для психически больных людей, которые не могут сами себя накормить. И вот наши бабушки ходят туда, кормят этих больных, общаются, учат молиться и люди каются.
Если мы раньше старались внешние концерты какие-то делать в местном Доме культуры, то, со временем, с тем как меняется социальное положение в обществе, мы стараемся перестраиваться и участвовать там, где есть возможность. Мы стараемся участвовать в служении в детских домах, воинских частях и до сегодняшнего дня Бог благословляет нас такой возможностью. Совместно с московской церковью «На Лосинке» мы создали реабилитационный центр, который вот уже полтора успешно работает и мы видим только хорошие результаты. Уже от нашего центра отпочковался реабилитационный центр, который работает в Калужской области. Есть еще, в глубине души, мечта, создать реабилитационный центр для женщин, это более тонкая сфера и мы думаем, размышляем, молимся, как это лучше сделать, потому что с мужчинами проще в этом плане.
Беседовал Андрей Рябенко, специально для портала