Зрелый человек
18.05.2011
Апостол Павел в Послании к Ефесянам 4:11-15 утверждает, что главная задача всех служителей Церкви, - по крайней мере, перечисленных: «апостолов», «пророков», «евангелистов», «пастырей» и «учителей», - «готовить святой народ Божий к делу служения, к делу созидания Тела Христа, пока мы все… не станем зрелым человеком – таким, как Христос, образец совершенной зрелости» («Радостная весть»).
Таким образом, цель каждого христианина (и каждой христианки, естественно) – становиться зрелой личностью во Христе, то есть таким, каким Бог изначально предназначил ему или ей быть. И более того, нам необходимо помогать друг другу достигать этой зрелости.
Что же такое зрелость? Когда и каким образом человек ставится зрелым или взрослым? Чем он – взрослый человек – отличается от ребенка или подростка?
Понятно, что физически мы достаточно легко можем отличить взрослого человека от детей, но вопросы не об этом. Вопросы о зрелости, «взрослости» личности или внутреннего нашего человека.
Мы нередко говорим либо сами себе, либо другим людям: «Ты ведешь себя как ребенок!», «Ты реагируешь как подросток!» У нас есть определенные представления о том, как должны вести себя взрослые, зрелые люди. Как они должны правильно реагировать на то или другое событие, как они должны вести себя в той или иной ситуации.
Взрослый человек, по Павлу, обладает устоявшимися убеждениями, цельным осмысленным мировоззрением. «Мы больше не должны быть малыми детьми, которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра, делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана» (Еф. 4:14, «Радостная весть»).
И еще от Павла: «Когда я был ребенок, я говорил как ребенок, думал как ребенок, рассуждал как ребенок. Стал взрослым – и все детское отошло» (1 Кор. 13:11, «Радостная весть»).
Надо сказать, что Павел в последней цитате не углубляется в сам процесс взросления, и на первый взгляд кажется, что «все детское отошло» само собой, автоматически. К сожалению, опыт жизни показывает, что для многих из нас, а может быть, и для всех, процесс взросления – это процесс сложный и непредсказуемый, а в чем-то даже болезненный.
Взрослый, зрелый человек – это человек, который берет на себя полную ответственность в принятии своих больших и малых решений. Он принимает на себя ответственность как за свои удачи, так и за свои ошибки, не ища оправданий и не перекладывая вины на жену/мужа, родителей, правительство, погоду или неудачное время, в которое он живет.
Взрослый человек осознает и берет на себя СВОЮ долю ответственности за окружающих его людей. Зрелость его проявляется в том, что он не избегает своей ответственности, к чему его подталкивает его эгоизм, но и не берет на себя сверхответственность, к чему его нередко побуждают его ближние.
Зрелый человек целостен в самом себе. Его внутренние убеждения соответствуют его словам и поведению. Не о нем написал Павел, когда давал характеристику людям последнего времени: «Они… будут держаться внешней набожности, но откажутся от ее внутреннего смысла» (2 Тим. 3:5, «Радостная весть»).
Как нам достичь такого замечательного состояния нашего внутреннего человека? Где научиться быть зрелыми и умудренными?
Мне кажется, что здесь есть три главных фактора, которые помогают нам расти: наша работа над собой, влияние на нас окружающих людей и работа Святого Духа.
Проще всего со Святым Духом. Он свое дело знает на отлично и делает его неустанно, без перерывов на обед и выходные дни. Я даже думаю, что Он в своей беспрестанной работе над нашими умом и сердцем нередко "нарушает" субботу.
Он учит, наставляет, обличает, свидетельствует и делает все, что нужно и как должно, чтобы из младенцев во Христе вырастить мужей (и жен) «совершенной зрелости». Работа трудная, материал твердый с максимальным коэффициентом сопротивления, но у Него много терпения и верности, за что Ему большое спасибо.
Что касается наших усилий над собой, то это требует от нас смелости изменяться, способности идти на риск, дисциплинированности и усердия. К сожалению, наше естество лениво и не любопытно. Мы чаще предпочитаем оставаться в том, что имеем, в том, что нам знакомо, безопасно и комфортно. Перемены нас страшат, поскольку они всегда характеризуются высокой долей неопределенности: что из всего этого получится, мы не знаем и потому нередко избегаем что-либо менять.
Конечно, Бог не оставляет нас в покое и подталкивает в ту сторону и в том направлении, которое Он нам предназначил. Руки у Него не опускаются, а если и опускаются, то на нашу выю, придавая нам некоторое ускорение. Бывает больно и страшно, но в итоге все идет к нашей пользе и нашему благу.
Кроме того, есть еще один инструмент, который может быть весьма эффективен для нашего развития. Это – община из наших братьев и сестер. Я не говорю: "церковь", потому что нередко церковь не является по сути своей общиной, общностью посещающих ее, а настоящую общину иногда ни по каким формальным признакам нельзя назвать церковью.
Внутри одной церкви может быть много общин, общинок и общностей. Но не надо путать общину, общинные взаимоотношения с родственными, с группой старых друзей. Это не всегда одно и то же.
Отношения в здоровой общине характеризуются честностью, открытостью: «если будем говорить правду с любовью, то будем расти, во всем приближаясь к Нему» (Еф. 4:15, «Радостная весть»). Там нет давления должностей или возраста, нет разделения на начальство и подчиненных.
Там, конечно же, есть младшие и старшие, но их отношения характеризуются взаимным смирением, когда подчиняться старшему хочется, когда ты не задавлен авторитетом, когда старший всегда готов просить прощения и искать у младших такой же поддержки, какую сам с охотой оказывает.
Окружающие нас люди, которым мы не безразличны и которых мы тоже любим, могут помочь нам увидеть в себе, в окружающим мире, в Боге то, что мы не видим. У каждого из нас есть, так называемые «белые пятна», «мертвые зоны», увидеть и осознать которые мы можем только с помощью других людей.
Причем это процесс двусторонний – мы в этом помогаем друг другу и тем самым созидается Тело Христа. И именно об этом и пишет апостол Павел ефесянам.
Роман Носач
Источник: Газета "Мирт"
Назад в статьи
Таким образом, цель каждого христианина (и каждой христианки, естественно) – становиться зрелой личностью во Христе, то есть таким, каким Бог изначально предназначил ему или ей быть. И более того, нам необходимо помогать друг другу достигать этой зрелости.
Что же такое зрелость? Когда и каким образом человек ставится зрелым или взрослым? Чем он – взрослый человек – отличается от ребенка или подростка?
Понятно, что физически мы достаточно легко можем отличить взрослого человека от детей, но вопросы не об этом. Вопросы о зрелости, «взрослости» личности или внутреннего нашего человека.
Мы нередко говорим либо сами себе, либо другим людям: «Ты ведешь себя как ребенок!», «Ты реагируешь как подросток!» У нас есть определенные представления о том, как должны вести себя взрослые, зрелые люди. Как они должны правильно реагировать на то или другое событие, как они должны вести себя в той или иной ситуации.
Взрослый человек, по Павлу, обладает устоявшимися убеждениями, цельным осмысленным мировоззрением. «Мы больше не должны быть малыми детьми, которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра, делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана» (Еф. 4:14, «Радостная весть»).
И еще от Павла: «Когда я был ребенок, я говорил как ребенок, думал как ребенок, рассуждал как ребенок. Стал взрослым – и все детское отошло» (1 Кор. 13:11, «Радостная весть»).
Надо сказать, что Павел в последней цитате не углубляется в сам процесс взросления, и на первый взгляд кажется, что «все детское отошло» само собой, автоматически. К сожалению, опыт жизни показывает, что для многих из нас, а может быть, и для всех, процесс взросления – это процесс сложный и непредсказуемый, а в чем-то даже болезненный.
Взрослый, зрелый человек – это человек, который берет на себя полную ответственность в принятии своих больших и малых решений. Он принимает на себя ответственность как за свои удачи, так и за свои ошибки, не ища оправданий и не перекладывая вины на жену/мужа, родителей, правительство, погоду или неудачное время, в которое он живет.
Взрослый человек осознает и берет на себя СВОЮ долю ответственности за окружающих его людей. Зрелость его проявляется в том, что он не избегает своей ответственности, к чему его подталкивает его эгоизм, но и не берет на себя сверхответственность, к чему его нередко побуждают его ближние.
Зрелый человек целостен в самом себе. Его внутренние убеждения соответствуют его словам и поведению. Не о нем написал Павел, когда давал характеристику людям последнего времени: «Они… будут держаться внешней набожности, но откажутся от ее внутреннего смысла» (2 Тим. 3:5, «Радостная весть»).
Как нам достичь такого замечательного состояния нашего внутреннего человека? Где научиться быть зрелыми и умудренными?
Мне кажется, что здесь есть три главных фактора, которые помогают нам расти: наша работа над собой, влияние на нас окружающих людей и работа Святого Духа.
Проще всего со Святым Духом. Он свое дело знает на отлично и делает его неустанно, без перерывов на обед и выходные дни. Я даже думаю, что Он в своей беспрестанной работе над нашими умом и сердцем нередко "нарушает" субботу.
Он учит, наставляет, обличает, свидетельствует и делает все, что нужно и как должно, чтобы из младенцев во Христе вырастить мужей (и жен) «совершенной зрелости». Работа трудная, материал твердый с максимальным коэффициентом сопротивления, но у Него много терпения и верности, за что Ему большое спасибо.
Что касается наших усилий над собой, то это требует от нас смелости изменяться, способности идти на риск, дисциплинированности и усердия. К сожалению, наше естество лениво и не любопытно. Мы чаще предпочитаем оставаться в том, что имеем, в том, что нам знакомо, безопасно и комфортно. Перемены нас страшат, поскольку они всегда характеризуются высокой долей неопределенности: что из всего этого получится, мы не знаем и потому нередко избегаем что-либо менять.
Конечно, Бог не оставляет нас в покое и подталкивает в ту сторону и в том направлении, которое Он нам предназначил. Руки у Него не опускаются, а если и опускаются, то на нашу выю, придавая нам некоторое ускорение. Бывает больно и страшно, но в итоге все идет к нашей пользе и нашему благу.
Кроме того, есть еще один инструмент, который может быть весьма эффективен для нашего развития. Это – община из наших братьев и сестер. Я не говорю: "церковь", потому что нередко церковь не является по сути своей общиной, общностью посещающих ее, а настоящую общину иногда ни по каким формальным признакам нельзя назвать церковью.
Внутри одной церкви может быть много общин, общинок и общностей. Но не надо путать общину, общинные взаимоотношения с родственными, с группой старых друзей. Это не всегда одно и то же.
Отношения в здоровой общине характеризуются честностью, открытостью: «если будем говорить правду с любовью, то будем расти, во всем приближаясь к Нему» (Еф. 4:15, «Радостная весть»). Там нет давления должностей или возраста, нет разделения на начальство и подчиненных.
Там, конечно же, есть младшие и старшие, но их отношения характеризуются взаимным смирением, когда подчиняться старшему хочется, когда ты не задавлен авторитетом, когда старший всегда готов просить прощения и искать у младших такой же поддержки, какую сам с охотой оказывает.
Окружающие нас люди, которым мы не безразличны и которых мы тоже любим, могут помочь нам увидеть в себе, в окружающим мире, в Боге то, что мы не видим. У каждого из нас есть, так называемые «белые пятна», «мертвые зоны», увидеть и осознать которые мы можем только с помощью других людей.
Причем это процесс двусторонний – мы в этом помогаем друг другу и тем самым созидается Тело Христа. И именно об этом и пишет апостол Павел ефесянам.
Роман Носач
Источник: Газета "Мирт"