Парадоксальность христианского богословия
31.01.2012
Под понятием парадоксальность часто воспринимают видимые противоречия, являющиеся частью одной системы, но при этом, уживающиеся друг с другом. То есть, кажется, что так быть не может, но оно есть. Пару примеров из литературы: «ваш сын прекрасно болен» (Маяковский), «унылая пора, очей очарование» (Пушкин), «Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти» (Козьма Прутков). Парадокс же – это то, что существует, но при этом противоречит законам логики. Парадоксальность и парадокс близки, но между ними все же есть разница. Итак, я хочу обратить внимание на самые серьезные парадоксальные позиции христианской веры.
1. Бог – Троица. Считается, что сам термин впервые появился в христианской литературе во 2-м веке. То есть, практически сразу после распространения христианства. Слово «Троица» в Библии не упоминается, но зато там есть многочисленные упоминания о Божественности Сына и Духа. О Божественных же атрибутах Отца никому и в голову не приходило серьезно спорить. Итак, Бог – Один, но Он явлен в Трех Лицах (Отца, Сына и Духа). ОН – ОДИН, но ОН – ТРИ. 1 = 3, 3 = 1. Не 1/3 + 1/3 + 1/3 = 1. (Я не собираюсь в этой короткой заметке решить эти парадоксы, я лишь кое-что хочу обобщить). Это – против логики, это – против понимания. В истории Церкви было предпринято множество попыток понять расшифровать, растолковать, объяснить… но все они страдают несовершенством. С чем это только не сравнивали: и с яйцом (в котором есть желток, белок и скорлупа), и с водой (которая может быть паром, водой и льдом), и с семьей (в которой есть отец, мать и сын), и с мыслью (в которой есть первоначальный план, слово, в которое этот план вербализуется и дыхание, благодаря которому слово и мысль становятся доступными). Православное богословие вообще пошло по пути отрицания попыток хоть как-то понять Бога, так как единственное, что нам доступно – это Его энергии. Все эти попытки достойны уважения, но ни одна из них не удовлетворяет всех. Самое интересное, что в самом Писании нет ни одного текста, который бы описал Троицу. При этом, есть множество текстов, подтверждающих факт Триединства. Парадокс!
2. Предопределение и свобода выбора. Серьезное богословское обоснование вопросу предопределения попытался дать еще Августин, но в широком кругу вопрос приобрел спорный характер благодаря таким именам как Жан Кальвин и Якоб Арминий. В чем суть? Одна сторона утверждает, что вопрос спасения человека решен Богом, и от человека практически ничего не зависит (в самом жестком варианте), либо вопрос своего спасения человек решает на основе своей веры, и, сделав выбор однажды, он уже никак не может пойти попятную (в более мягком толковании). Другая же сторона говорит, что свобода выбора всегда была у человека, и она остается с человеком. Человек свободен делать выбор как в пользу Бога, так и против Бога. Большая часть евангеликов, далеких от богословских дебатов, наверняка хоть раз слышала вопрос: «можно ли потерять спасение или нет?». Вот этот вопрос как раз из плоскости этих дебатов. Самое интересное, что, если абсолютное большинство христиан по вопросу Троицы нашли согласие, то по этому вопросу дебаты продолжаются. И, то немаловажно, что и одна, и другая сторона приводит многочисленные библейские цитаты, подтверждающие свои позиции. Одни в качестве призмы ставят тексты из Римлянам и сквозь него уже толкуют тексты из Евреям, другие – наоборот, тексты из Римлянам толкуют с перспективы выводов, сделанных на основании послания к Евреям. И мало кто готов признать и эту часть христианского учения такой же парадоксальной, как и учение о Троице. Мне же кажется, что это – самый, что ни на есть парадокс. С одной стороны, Бог говорит о Своем величайшем знании и величайшей силе, с другой – Он обращается к человеку с предложением. С одной, Он обещает полную гарантию Своей защиты, с другой – предупреждает человека: «не спи, будь внимателен, храни то, что имеешь». Парадокс!
3. Свобода и ограничения. Во Христе мы свободны от закона, от каких-то рамок, нам все позволительно, мы можем делать свои выборы. При этом, мы не должны быть искушением для других, нам не все полезно, свобода не должна служить для угождения плоти. Что же тогда делать с этой свободой, если вокруг столько «слабых», «искушающихся», «маловерных»? Зачем она нужна? Ведь намного проще было бы жить по закону, где все прописано, все заранее решено. Так нет уж… каждый раз я должен проходить этот путь сначала и задавать себе вопросы в каждом отдельном контексте. Для примера: надев обручальное кольцо, я стал камнем преткновения для братьев: «да будет украшением вашим не золото и не дорогие убранства» - услышал я. Не стал вступать в дебаты, что Петр обращался к женщинам с этими словами, обручалку снял. Через время приезжаю в другую церковь, уже без кольца. Вскоре народ узнает, что я – женат, слышу вопрос в свой адрес: «а чего ж ты, брат искушаешь нас?». «Как?», - удивляюсь я. «Делаешь вид, что ты – холост, без кольца ведь… и тем самым подаешь нашим сестрам повод к соблазну». Вот так – да. И таких примеров уйма. Могу их десятками приводить и на разные темы. Примеры, правда, несколько наивны и банальны, но они прекрасно иллюстрируют соотношение свободы и ограничений. Парадокс!
4. Пришествие уже скоро, но кто его знает, когда оно будет! Еще в 1995 году я слышал проповедь со словами: «помяните мое слово, 2-3 года и все. Христос придет. Все признаки об этом говорят». Признаки говорили об этом еще в 1-м веке. И с тех пор не умолкают «пророки», твердящие, что Спаситель уже у дверей. Я абсолютно согласен с тем, что каждый из нас может с Ним встретиться в любую минуту, но это не значит, что надо нагнетать истерию о том, что надо все бросать и ждать Конца. При этом, это также парадокс. Все признаки, перечисленные Христом, уже вот почти исполнились, но….. «ни дня, ни часа никто не знает», мало того – «не ваше дело их знать»… Зачем тогда эти признаки, если не наше дело? Как со всем этим быть? Ждать сегодня или строить жизненные планы наперед? Парадокс!
5. Церковь – Невеста Христа и Дом Бога Живого… Парадокс!
6. Верующий не живет в грехе, но продолжает грешить… Парадокс!
7. Царство Божье уже пришло, но еще нет… Парадокс!
Сколько таких парадоксов можно еще перечислять?... только у меня их накопилось несколько десятков, и думаю у каждого вдумчиво читающего Библию их не меньше. Самое важное для меня – что они мне совершенно не мешают жить. Они не являются поводом назвать их противоречиями. Они не умаляют Писаний в моих глазах. Они не ликвидируют веру в моем сердце. Наоборот.
Я глубоко убежден, что Библия полна парадоксов, парадоксальностей, вещей, которые не поддаются законам логики. По нашим человеческим правилам, они вообще не должны были бы существовать. Без них жизнь была бы намного проще. Но именно благодаря им, мой дух и разум находятся в состоянии постоянного «напряжения». Они мне не дают расслабиться, не дают повода подумать, что Бог уже у меня «в коробочке» уместился. Парадоксальность Троицы постоянно заставляет меня задумываться о Величии и непостижимости Творца. Понимание Божьих обетований дают мне состояние покоя, что мое спасение в надежных руках, и при этом я пытаюсь внимательно следить за своей жизнью. Я имею свободу, но моя жизнь полна ограничений. Я жду Христа сегодня, но думаю, что увижу скорее смерть, чем пришествие. Я во всем уверен, но мало что могу утверждать с полной уверенностью. Я знаю отправную и конечную точку, но сам процесс дает мне больше вопросов, чем ответов. У меня в сердце – мир и покой, но я нахожусь в состоянии постоянной духовной войны. Я безумно люблю свою семью, но знаю, что любя их больше Бога – недостоин Царства.
Я наслаждаюсь такой жизнью. Мне искренно жаль людей, которые сталкиваясь с проблемами, убегают от Бога, как маленькие дети, жалуясь, что им не дали то, что они просили. Действительно жаль… это не просто слова. Я хотел бы им помочь, но часто не знаю – как. Меня также искренно напрягает (и даже раздражает), когда люди ведут себя так, как будто у них есть ответы на все библейские и жизненные вопросы, как будто они были в совете у самого Бога, и Он раскрыл перед ними все книги. И я искренно рад, когда я нахожу людей, которые страдают, борются, падают и встают, кричат Богу, шепчут Ему, молят Его, молчат с Ним, славят Его, думают о Нем, которые не закрывают глаза на парадоксы Библии, на проблемы современной Церкви, на собственную боль и разочарования. Они не делают вид, что всего этого не видят. Они находят в себе смелость произнести это вслух. Но… идут вперед… рвут когти… не спят по ночам от радости ли, тоски ли, печали ли, победы ли… страдают от сплетен и наговоров… плачут от непонятости… но идут! Мои парадоксы укрепили мою веру, так как ограничили мой разум. Моя боль усилила мою надежду на Бога, так как увеличила осознание своего бессилия.
Владимир Убейволк
Источник: vubeivolc.blogspot.com
Назад в статьи
1. Бог – Троица. Считается, что сам термин впервые появился в христианской литературе во 2-м веке. То есть, практически сразу после распространения христианства. Слово «Троица» в Библии не упоминается, но зато там есть многочисленные упоминания о Божественности Сына и Духа. О Божественных же атрибутах Отца никому и в голову не приходило серьезно спорить. Итак, Бог – Один, но Он явлен в Трех Лицах (Отца, Сына и Духа). ОН – ОДИН, но ОН – ТРИ. 1 = 3, 3 = 1. Не 1/3 + 1/3 + 1/3 = 1. (Я не собираюсь в этой короткой заметке решить эти парадоксы, я лишь кое-что хочу обобщить). Это – против логики, это – против понимания. В истории Церкви было предпринято множество попыток понять расшифровать, растолковать, объяснить… но все они страдают несовершенством. С чем это только не сравнивали: и с яйцом (в котором есть желток, белок и скорлупа), и с водой (которая может быть паром, водой и льдом), и с семьей (в которой есть отец, мать и сын), и с мыслью (в которой есть первоначальный план, слово, в которое этот план вербализуется и дыхание, благодаря которому слово и мысль становятся доступными). Православное богословие вообще пошло по пути отрицания попыток хоть как-то понять Бога, так как единственное, что нам доступно – это Его энергии. Все эти попытки достойны уважения, но ни одна из них не удовлетворяет всех. Самое интересное, что в самом Писании нет ни одного текста, который бы описал Троицу. При этом, есть множество текстов, подтверждающих факт Триединства. Парадокс!
2. Предопределение и свобода выбора. Серьезное богословское обоснование вопросу предопределения попытался дать еще Августин, но в широком кругу вопрос приобрел спорный характер благодаря таким именам как Жан Кальвин и Якоб Арминий. В чем суть? Одна сторона утверждает, что вопрос спасения человека решен Богом, и от человека практически ничего не зависит (в самом жестком варианте), либо вопрос своего спасения человек решает на основе своей веры, и, сделав выбор однажды, он уже никак не может пойти попятную (в более мягком толковании). Другая же сторона говорит, что свобода выбора всегда была у человека, и она остается с человеком. Человек свободен делать выбор как в пользу Бога, так и против Бога. Большая часть евангеликов, далеких от богословских дебатов, наверняка хоть раз слышала вопрос: «можно ли потерять спасение или нет?». Вот этот вопрос как раз из плоскости этих дебатов. Самое интересное, что, если абсолютное большинство христиан по вопросу Троицы нашли согласие, то по этому вопросу дебаты продолжаются. И, то немаловажно, что и одна, и другая сторона приводит многочисленные библейские цитаты, подтверждающие свои позиции. Одни в качестве призмы ставят тексты из Римлянам и сквозь него уже толкуют тексты из Евреям, другие – наоборот, тексты из Римлянам толкуют с перспективы выводов, сделанных на основании послания к Евреям. И мало кто готов признать и эту часть христианского учения такой же парадоксальной, как и учение о Троице. Мне же кажется, что это – самый, что ни на есть парадокс. С одной стороны, Бог говорит о Своем величайшем знании и величайшей силе, с другой – Он обращается к человеку с предложением. С одной, Он обещает полную гарантию Своей защиты, с другой – предупреждает человека: «не спи, будь внимателен, храни то, что имеешь». Парадокс!
3. Свобода и ограничения. Во Христе мы свободны от закона, от каких-то рамок, нам все позволительно, мы можем делать свои выборы. При этом, мы не должны быть искушением для других, нам не все полезно, свобода не должна служить для угождения плоти. Что же тогда делать с этой свободой, если вокруг столько «слабых», «искушающихся», «маловерных»? Зачем она нужна? Ведь намного проще было бы жить по закону, где все прописано, все заранее решено. Так нет уж… каждый раз я должен проходить этот путь сначала и задавать себе вопросы в каждом отдельном контексте. Для примера: надев обручальное кольцо, я стал камнем преткновения для братьев: «да будет украшением вашим не золото и не дорогие убранства» - услышал я. Не стал вступать в дебаты, что Петр обращался к женщинам с этими словами, обручалку снял. Через время приезжаю в другую церковь, уже без кольца. Вскоре народ узнает, что я – женат, слышу вопрос в свой адрес: «а чего ж ты, брат искушаешь нас?». «Как?», - удивляюсь я. «Делаешь вид, что ты – холост, без кольца ведь… и тем самым подаешь нашим сестрам повод к соблазну». Вот так – да. И таких примеров уйма. Могу их десятками приводить и на разные темы. Примеры, правда, несколько наивны и банальны, но они прекрасно иллюстрируют соотношение свободы и ограничений. Парадокс!
4. Пришествие уже скоро, но кто его знает, когда оно будет! Еще в 1995 году я слышал проповедь со словами: «помяните мое слово, 2-3 года и все. Христос придет. Все признаки об этом говорят». Признаки говорили об этом еще в 1-м веке. И с тех пор не умолкают «пророки», твердящие, что Спаситель уже у дверей. Я абсолютно согласен с тем, что каждый из нас может с Ним встретиться в любую минуту, но это не значит, что надо нагнетать истерию о том, что надо все бросать и ждать Конца. При этом, это также парадокс. Все признаки, перечисленные Христом, уже вот почти исполнились, но….. «ни дня, ни часа никто не знает», мало того – «не ваше дело их знать»… Зачем тогда эти признаки, если не наше дело? Как со всем этим быть? Ждать сегодня или строить жизненные планы наперед? Парадокс!
5. Церковь – Невеста Христа и Дом Бога Живого… Парадокс!
6. Верующий не живет в грехе, но продолжает грешить… Парадокс!
7. Царство Божье уже пришло, но еще нет… Парадокс!
Сколько таких парадоксов можно еще перечислять?... только у меня их накопилось несколько десятков, и думаю у каждого вдумчиво читающего Библию их не меньше. Самое важное для меня – что они мне совершенно не мешают жить. Они не являются поводом назвать их противоречиями. Они не умаляют Писаний в моих глазах. Они не ликвидируют веру в моем сердце. Наоборот.
Я глубоко убежден, что Библия полна парадоксов, парадоксальностей, вещей, которые не поддаются законам логики. По нашим человеческим правилам, они вообще не должны были бы существовать. Без них жизнь была бы намного проще. Но именно благодаря им, мой дух и разум находятся в состоянии постоянного «напряжения». Они мне не дают расслабиться, не дают повода подумать, что Бог уже у меня «в коробочке» уместился. Парадоксальность Троицы постоянно заставляет меня задумываться о Величии и непостижимости Творца. Понимание Божьих обетований дают мне состояние покоя, что мое спасение в надежных руках, и при этом я пытаюсь внимательно следить за своей жизнью. Я имею свободу, но моя жизнь полна ограничений. Я жду Христа сегодня, но думаю, что увижу скорее смерть, чем пришествие. Я во всем уверен, но мало что могу утверждать с полной уверенностью. Я знаю отправную и конечную точку, но сам процесс дает мне больше вопросов, чем ответов. У меня в сердце – мир и покой, но я нахожусь в состоянии постоянной духовной войны. Я безумно люблю свою семью, но знаю, что любя их больше Бога – недостоин Царства.
Я наслаждаюсь такой жизнью. Мне искренно жаль людей, которые сталкиваясь с проблемами, убегают от Бога, как маленькие дети, жалуясь, что им не дали то, что они просили. Действительно жаль… это не просто слова. Я хотел бы им помочь, но часто не знаю – как. Меня также искренно напрягает (и даже раздражает), когда люди ведут себя так, как будто у них есть ответы на все библейские и жизненные вопросы, как будто они были в совете у самого Бога, и Он раскрыл перед ними все книги. И я искренно рад, когда я нахожу людей, которые страдают, борются, падают и встают, кричат Богу, шепчут Ему, молят Его, молчат с Ним, славят Его, думают о Нем, которые не закрывают глаза на парадоксы Библии, на проблемы современной Церкви, на собственную боль и разочарования. Они не делают вид, что всего этого не видят. Они находят в себе смелость произнести это вслух. Но… идут вперед… рвут когти… не спят по ночам от радости ли, тоски ли, печали ли, победы ли… страдают от сплетен и наговоров… плачут от непонятости… но идут! Мои парадоксы укрепили мою веру, так как ограничили мой разум. Моя боль усилила мою надежду на Бога, так как увеличила осознание своего бессилия.
Владимир Убейволк
Источник: vubeivolc.blogspot.com