Благая Весть Апокалипсиса
02.02.2012
Поэтому Иудейский Храм - это не просто удобное место собраться вместе или помолиться, это место пребывания Бога! И если храма нет, или он осквернён язычниками, то это вообще нечто ужасное для иудея! Нет Храма - нет Божьего присутствия. И восхищение камнями - это не просто восхищение архитектурой здания, а это радость и восклицание того, что здесь Господь! А Иисус говорит, что не останется камня на камне, всё будет разрушено.
И, как мы далее заем, одно из главных обвинений Иисусу будет в том, что Он говорил, что разрушит Храм, т.е. это открытое выступление против места Божьего присутствия, посягательство на Самого Бога.
И здесь возникает такой вопрос, а на сколько ученики понимали то, о чём Христос им говорил? Если они ещё не могли до конца осознать и принять мысль о распятии и воскресении Христа, то на сколько сложнее им было вместить то, о чём им Иисус только что сказал, о разрушении самого святого, что у них есть? Евангелисты только потом поняли и записали всё этого в Евангелиях.
Почему мы так подробно говорим об Иудейском Храме, и почему Иисус заострил на этом внимание Своих слушателей? Потому что это нечто, что переворачивает понимание людей об отношениях с Богом. Ведь Храм может быть разрушен только тогда, когда Бог приготовил для нас что-то лучшее.
Читая далее о войнах и восстаниях, о голоде и землетрясениях, у каждого из нас возникают свои мысли и образы. Важно отметить, что все четыре Евангелия были написаны в период с 40 по 65 гг. н.э., т.е. до разрушения Храма. Мы нигде в текстах не видим даже малейшего намёка на то, что авторы знали, о чём конкретно тогда говорил Христос. Это не осмысление христианами того, что уже случилось: для самых первых читателей эти слова были не совсем понятны, но всё равно очень важны и актуальны, и они пытались понять значение этих слов. И если глубже посомотреть на слова Христа, мы увидим то, о чём он говорил своим ученикам тогда и о чём говорит нас сегодня.
Одно объяснение этим словам - это то, что случилось буквально через 40 лет спустя: разрушение Храма римлянами и всевозможные преследования христиан, зверские убийства и смертные казни. Уже в Деяних Апостолов мы читаем о том, как ученики Христа представали на суды и перед римскими правителями, и перед синедрионом. В посланиях Павел неоднократно ободряет своих читателей, призывая их стойко переносить времена гонений. Из церковных преданий мы знаем, что почти все апостолы закончили свою жизнь мученической смертью.
В 8 стихе есть интересная и важная фраза, ради которой мы и читали главу в новом переводе. Там сказано: "Это - начало болезней". И хотя слово ωδίν [odin] можно перевести, как "болезни", первоначальное его значение - боли при родах, родовые муки (перевод РБО - "Это только родовые схватки").
Этот особый образ, который использует Христос, позволяет нам понять как нам относиться к боли и мучениям в нашем мире. Это ещё один ключ к пониманию страданий: они похожи на страдания рожающей женщины. А как мы знаем, боль роженицы - это часть наследия греховности человека, часть проклятия, которое Бог наложил на этот мир после грехопадения (Бытие 3:16).
Это соотносит нас с тем, что те проблемы, та боль, которую испытывает человек - это результат его греховности. И есть последствия, напрямую связанные с греховной деятельностью человека - это войны, убийства... А есть, казалось бы, не связанные на прямую, такие как землетрясения, цунами, и всякого рода стихийные бедствия. Но аналогия с родовыми схватками говорит нам, что и это также - следствие греха. Более того, мы читаем в Бытие, что часть проклятия коснулась и земли - она произрастит терния и волчцы (3:18), т.е. всякого рода сорняки и колючки.
С другой стороны - аналогия с роженицей говорит нам о том, что время страданий - короткое время.
"Говорю вам истинную правду: вы плакать будете и скорбеть, а мир будет радоваться. Вы будете печалиться, но печаль ваша радостью станет. Рожая, женщина мучится, ибо пришёл её час, но родив ребёнка, забывает о муках, радуясь, что родился в мир человек. И вы тоже печальны теперь, но Я увижу вас снова — и сердце ваше наполнится радостью, эту радость у вас никому не отнять".
Интересный момент: здесь сказано, что народы будут воевать друг с другом, и царство на царство восстанет, но всем этим враждующим народам должно быть проповедано Евангелие.
В нашем понимании слово "апокалипсис" всегда ассоциируется с чем-то безжалостным и ужасным, с войной и насилием... Но это совсем не Библейское понимание! Да, в Писании сказано о конце света, но это не просто конец существования человеческой цивилизации и существующей вселенной. Это - рождение нового мира: "нового неба и новой земли", как писал Иоанн, "ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: "Вот, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло". И сказал Сидящий на престоле: "Се, творю все новое". (Отк. 21:1-5)
Описывая страдания, Христос говорит, что мы пройдём через них и будем спасены, мы будем с Ним в новом чудесном мире! Именно поэтому Благая весть остаётся благой. Это весть о том, что впереди есть надежда, к которой мы идём.
Алексей Маркевич
Источник: alexiy.livejournal.com
Назад в статьи
Когда Иисус выходил из Храма, один из учеников сказал Ему:
— Учитель, взгляни, какие камни, какие здания!
— Ты смотришь на эти огромные здания? — сказал Иисус. — Так вот, здесь не останется камня на камне. Всё будет разрушено!
Когда Он сидел на Масличной горе, напротив Храма, Пётр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине, спросили:
— Скажи нам, когда это будет? И как мы узнаем, что всё это скоро свершится? Каким будет знак?
Иисус начал говорить:
— Смотрите, чтобы вас не ввели в обман! Многие придут под Моим именем и будут говорить: «Это Я!» — и многих введут в обман. Когда услышите о ближних и дальних войнах, не пугайтесь: так и должно быть. Но это еще не конец. Восстанет народ на народ и царство на царство, землетрясения будут во многих местах, будет голод. Это только родовые схватки. Вы же будьте готовы: в синагогах вас будут судить советы старейшин и будут вас там избивать; предстанете перед царями и правителями из-за Меня, чтобы свидетельствовать обо Мне. Но прежде чем придёт конец, все народы должны услышать Радостную Весть. Когда вас поведут на суд, не заботьтесь о том, что вам говорить: что будет дано вам в тот час, то и говорите — говорить будете не вы, а Дух Святой. Предаст смерти брат брата и отец — своё дитя, дети пойдут на родителей и будут их убивать. Из-за Меня все вас будут ненавидеть. Но кто выдержит до конца, будет спасён.
— Смотрите, чтобы вас не ввели в обман! Многие придут под Моим именем и будут говорить: «Это Я!» — и многих введут в обман. Когда услышите о ближних и дальних войнах, не пугайтесь: так и должно быть. Но это еще не конец. Восстанет народ на народ и царство на царство, землетрясения будут во многих местах, будет голод. Это только родовые схватки. Вы же будьте готовы: в синагогах вас будут судить советы старейшин и будут вас там избивать; предстанете перед царями и правителями из-за Меня, чтобы свидетельствовать обо Мне. Но прежде чем придёт конец, все народы должны услышать Радостную Весть. Когда вас поведут на суд, не заботьтесь о том, что вам говорить: что будет дано вам в тот час, то и говорите — говорить будете не вы, а Дух Святой. Предаст смерти брат брата и отец — своё дитя, дети пойдут на родителей и будут их убивать. Из-за Меня все вас будут ненавидеть. Но кто выдержит до конца, будет спасён.
Вся тринадцатая глава Евангелия от Марка и подобные ей главы в других Евангелиях - не совсем обычные. Их часто называют малым апокалипсисом. И каждое поколение христиан по своему воспринимают это место Писания, пытаясь примерить его к своему времени, связать его с происходящими в то или иное время событиями.
И в связи с этим можно считать, что у этой главы есть два понимания, два толкования. Первое, как и было сказано выше, относится к концу мира, или, как у нас принято говорить, к концу света, ко Второму пришествию нашего Господа.
Другое понимание этих стихов имеет отношение к 70-му году н.э., когда Иерусалимский Храм был разрушен римской армией во главе с Титом.
И в связи с этим можно считать, что у этой главы есть два понимания, два толкования. Первое, как и было сказано выше, относится к концу мира, или, как у нас принято говорить, к концу света, ко Второму пришествию нашего Господа.
Другое понимание этих стихов имеет отношение к 70-му году н.э., когда Иерусалимский Храм был разрушен римской армией во главе с Титом.
Иисус, как и тысячи других людей того времени, часто приходил в Храм, и как все раввины сидел или, скорее, возлежал со своими учениками и учил их, рассказывая им суть Писания и передавая откровение Божие. В Храме его слушали не только ближайшие 12 апостолов, но и многие другие люди. И вот после очередного такого "класса" Иисус со своими учениками выходят из двора Храма, и один из них обращает внимание Христа на это величественное здание.
Мы и в наши дни тоже часто восхищаемся зданиями, особенно если они очень большие или красивые, порой мы даже специально ездим куда-то, чтобы посмотреть на чудеса архитектурного искусства. В те времена таких зданий было очень немного, а Храм Ирода был очень большим даже по сегодняшним меркам сооружением. И не смотря на то, что к тому времени, когда происходят описываемые Евангелистом события, строительство Храма ещё не было завершено (его окончательно достроил только Агриппа II в 64 г.), он уже тогда вызывал восхищение у людей.
Ученик Иисуса обращает внимание на камни. Дело в том, что в основании этого Храма лежали огромные, 6-8 метров в длину камни, хорошо обтёсанные и идеально прилегающие друг ко другу. Возможно, именно на это обратил внимание последователь Христа. Но как бы то ни было, здание Храма было великолепным во всём. Вот как его описывает еврейский историк Иосиф Флавий:
В Иудаизме же был один и единственный Храм, это было одно определённое место, притом очень важное. Это связано с верой в одного единого, единственного Бога, и всё поклонение Ему сосредотачивалось в одном месте. Поэтому Храм для Иудея - это не просто архитектурное сооружение, но центр веры, единственный центр.
Более того, не всем было позволено находиться в Храме (см. устройство храма): был специальный двор язычников, где могли находиться пришедшие из других народов люди. Далее могли входить только иудеи, избранный народ. И это их "избранность" выражалась в том числе и вот таким физическим образом: никакой язычник не мог пройти дальше своего двора, иначе его ждала смерть. Еще глубже находился двор женщин, далее которого они не могли проходить. Был еще более внутренний двор - святое, куда входили священники и где находился жертвенник для всесожжения. И, наконец, Святое святых, куда первосвященник входил один раз в год для совершения жертвы и общения с Богом. И там, в Святом святых, стоял Ковчег завета, на крышке которого было два херувима, и между крыл этих херувимов было место присутствия Божия, место, где Господь встречается с человеком.
Мы и в наши дни тоже часто восхищаемся зданиями, особенно если они очень большие или красивые, порой мы даже специально ездим куда-то, чтобы посмотреть на чудеса архитектурного искусства. В те времена таких зданий было очень немного, а Храм Ирода был очень большим даже по сегодняшним меркам сооружением. И не смотря на то, что к тому времени, когда происходят описываемые Евангелистом события, строительство Храма ещё не было завершено (его окончательно достроил только Агриппа II в 64 г.), он уже тогда вызывал восхищение у людей.
Ученик Иисуса обращает внимание на камни. Дело в том, что в основании этого Храма лежали огромные, 6-8 метров в длину камни, хорошо обтёсанные и идеально прилегающие друг ко другу. Возможно, именно на это обратил внимание последователь Христа. Но как бы то ни было, здание Храма было великолепным во всём. Вот как его описывает еврейский историк Иосиф Флавий:
«Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел.»
«Иудейская Война» V, 5:6
Но кроме того, что это было чудесное и красивейшее здание, для верующего Иудея Храм был очень важным духовным местом. Это сейчас мы, говоря "храм", имеем ввиду одну из церквей: вот храм Христа Спасителя, вот церковь Покрова на Нерли, а вот собор Василия Блаженного...В Иудаизме же был один и единственный Храм, это было одно определённое место, притом очень важное. Это связано с верой в одного единого, единственного Бога, и всё поклонение Ему сосредотачивалось в одном месте. Поэтому Храм для Иудея - это не просто архитектурное сооружение, но центр веры, единственный центр.
Более того, не всем было позволено находиться в Храме (см. устройство храма): был специальный двор язычников, где могли находиться пришедшие из других народов люди. Далее могли входить только иудеи, избранный народ. И это их "избранность" выражалась в том числе и вот таким физическим образом: никакой язычник не мог пройти дальше своего двора, иначе его ждала смерть. Еще глубже находился двор женщин, далее которого они не могли проходить. Был еще более внутренний двор - святое, куда входили священники и где находился жертвенник для всесожжения. И, наконец, Святое святых, куда первосвященник входил один раз в год для совершения жертвы и общения с Богом. И там, в Святом святых, стоял Ковчег завета, на крышке которого было два херувима, и между крыл этих херувимов было место присутствия Божия, место, где Господь встречается с человеком.
Поэтому Иудейский Храм - это не просто удобное место собраться вместе или помолиться, это место пребывания Бога! И если храма нет, или он осквернён язычниками, то это вообще нечто ужасное для иудея! Нет Храма - нет Божьего присутствия. И восхищение камнями - это не просто восхищение архитектурой здания, а это радость и восклицание того, что здесь Господь! А Иисус говорит, что не останется камня на камне, всё будет разрушено.
И, как мы далее заем, одно из главных обвинений Иисусу будет в том, что Он говорил, что разрушит Храм, т.е. это открытое выступление против места Божьего присутствия, посягательство на Самого Бога.
И здесь возникает такой вопрос, а на сколько ученики понимали то, о чём Христос им говорил? Если они ещё не могли до конца осознать и принять мысль о распятии и воскресении Христа, то на сколько сложнее им было вместить то, о чём им Иисус только что сказал, о разрушении самого святого, что у них есть? Евангелисты только потом поняли и записали всё этого в Евангелиях.
Почему мы так подробно говорим об Иудейском Храме, и почему Иисус заострил на этом внимание Своих слушателей? Потому что это нечто, что переворачивает понимание людей об отношениях с Богом. Ведь Храм может быть разрушен только тогда, когда Бог приготовил для нас что-то лучшее.
Читая далее о войнах и восстаниях, о голоде и землетрясениях, у каждого из нас возникают свои мысли и образы. Важно отметить, что все четыре Евангелия были написаны в период с 40 по 65 гг. н.э., т.е. до разрушения Храма. Мы нигде в текстах не видим даже малейшего намёка на то, что авторы знали, о чём конкретно тогда говорил Христос. Это не осмысление христианами того, что уже случилось: для самых первых читателей эти слова были не совсем понятны, но всё равно очень важны и актуальны, и они пытались понять значение этих слов. И если глубже посомотреть на слова Христа, мы увидим то, о чём он говорил своим ученикам тогда и о чём говорит нас сегодня.
Одно объяснение этим словам - это то, что случилось буквально через 40 лет спустя: разрушение Храма римлянами и всевозможные преследования христиан, зверские убийства и смертные казни. Уже в Деяних Апостолов мы читаем о том, как ученики Христа представали на суды и перед римскими правителями, и перед синедрионом. В посланиях Павел неоднократно ободряет своих читателей, призывая их стойко переносить времена гонений. Из церковных преданий мы знаем, что почти все апостолы закончили свою жизнь мученической смертью.
В 8 стихе есть интересная и важная фраза, ради которой мы и читали главу в новом переводе. Там сказано: "Это - начало болезней". И хотя слово ωδίν [odin] можно перевести, как "болезни", первоначальное его значение - боли при родах, родовые муки (перевод РБО - "Это только родовые схватки").
Этот особый образ, который использует Христос, позволяет нам понять как нам относиться к боли и мучениям в нашем мире. Это ещё один ключ к пониманию страданий: они похожи на страдания рожающей женщины. А как мы знаем, боль роженицы - это часть наследия греховности человека, часть проклятия, которое Бог наложил на этот мир после грехопадения (Бытие 3:16).
Это соотносит нас с тем, что те проблемы, та боль, которую испытывает человек - это результат его греховности. И есть последствия, напрямую связанные с греховной деятельностью человека - это войны, убийства... А есть, казалось бы, не связанные на прямую, такие как землетрясения, цунами, и всякого рода стихийные бедствия. Но аналогия с родовыми схватками говорит нам, что и это также - следствие греха. Более того, мы читаем в Бытие, что часть проклятия коснулась и земли - она произрастит терния и волчцы (3:18), т.е. всякого рода сорняки и колючки.
С другой стороны - аналогия с роженицей говорит нам о том, что время страданий - короткое время.
"Говорю вам истинную правду: вы плакать будете и скорбеть, а мир будет радоваться. Вы будете печалиться, но печаль ваша радостью станет. Рожая, женщина мучится, ибо пришёл её час, но родив ребёнка, забывает о муках, радуясь, что родился в мир человек. И вы тоже печальны теперь, но Я увижу вас снова — и сердце ваше наполнится радостью, эту радость у вас никому не отнять".
(Ин.16:20-22)
Так что время мук и болезней на этой земле - это непродолжительный период, после которого придёт радость. И другое объяснение словам Христа о страданиях в этом мире - это рождение чего-то нового. Рождение нового общества, у которого Бог живёт в сердцах, это по-новому мыслящие люди, общество христиан. И хоть это рождение проходит через потери и бедствия, все эти мучения - к радости.
Интересный момент: здесь сказано, что народы будут воевать друг с другом, и царство на царство восстанет, но всем этим враждующим народам должно быть проповедано Евангелие.
В нашем понимании слово "апокалипсис" всегда ассоциируется с чем-то безжалостным и ужасным, с войной и насилием... Но это совсем не Библейское понимание! Да, в Писании сказано о конце света, но это не просто конец существования человеческой цивилизации и существующей вселенной. Это - рождение нового мира: "нового неба и новой земли", как писал Иоанн, "ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: "Вот, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло". И сказал Сидящий на престоле: "Се, творю все новое". (Отк. 21:1-5)
Описывая страдания, Христос говорит, что мы пройдём через них и будем спасены, мы будем с Ним в новом чудесном мире! Именно поэтому Благая весть остаётся благой. Это весть о том, что впереди есть надежда, к которой мы идём.
Алексей Маркевич
Источник: alexiy.livejournal.com