За что умер Христос?
В третьей главе книги Бытия диавол, искушая первых людей, обещает, что вкусив плод познания добра и зла они не умрут. Это ложь. Возмездие за грех – смерть, и она абсолютно неизбежна. Тот же искуситель побуждает нас предъявлять претензии по этому поводу к Богу. Действительно, ну что, трудно Ему что ли как-нибудь взять и обойти собственный закон, раз он нас любит?
Представьте себе, что я совершил преступление - например, ограбил лавку. У меня есть друг - хороший, честный человек, который меня искренне любит, как родного брата. Я прошу моего верного, надежного друга, чтобы он обеспечил мне алиби - дал показания, что в момент совершения преступления мы с ним играли в шахматы. И тут он... отказывается. Он мой друг, и он меня любит, но он не будет лжесвидетельствовать - у него есть моральные принципы. Я могу быть очень недоволен - “Хорош друг! Не хочет спасти меня от тюрьмы, когда ему-то это ничего не стоит! И это называется дружба?” Но он действительно не хочет лжесвидетельствовать - именно потому, что он хороший и честный человек. Он будет носить мне передачи в тюрьму - а вот лгать его лучше не просить.
Также и Бога лучше не просить поступать по лжи. Но это не значит, что Он ничего не делает для нашего спасения. Он делает, но нечто иное - становится человеком и умирает за наши грехи. Это то, что человеческой гордости трудно проглотить - выходит, что мы виновные, плохие, испорченные люди, вся надежда которых в том, что за нас умер Невиновный, Преблагой и Непорочный? Именно так.
Если Вы, скажем, по пьяни устроили пожар, а Вас спас пожарный - Вас спас, а сам погиб в огне - Вы почувствуете себя глубоко пристыженным. Можно сохранять гордость, когда Вас незаслуженно унижают; невозможно сохранить ее, когда Вам оказывают незаслуженное благодеяние. Трудно задирать нос, зная, что за Ваши грехи умер Невиновный - поэтому эту весть так тяжело принять. Но возвещение Апостолов именно таково - “Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных (1Пет.3:18)”
Вся наша надежда - и никакой другой надежды нет - на то, что за нас умер Невиновный. Страстная Седмица ставит нас перед этим фактом.
Евангелие подчеркивает это, свидетельствуя о том, что первый человек, попавший в рай, был разбойником, бандитом, который обратился к Господу уже умирая (Лк.23:42). Он ничем не мог загладить своих прошлых преступлений - он просто попросил о милости, о даре - и получил этот дар.
Но бесплатных даров не бывает. Если они бесплатны для получателя, это просто значит, что за них заплатил кто-то другой. Если друзья угощают вас обедом, то это потому, что они заплатили за продукты и потратили время на готовку. Если нам дарят что-то, маленькое или большое - для нас это бесплатно, но дарителям пришлось за это платить. Мы не платим за наши грехи, мы получаем прощение даром - потому, что за него заплатил Даритель. Как Он - устами Церкви - провозглашает на каждой Литургии, “сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матф.26:27,28)” Оставление грехов обретено ценой Его крови - Его мучительного борения в Гефсимании, Его бичевания, Его Креста, Его оставленности, Его страшной смерти. Не существует “дешевой благодати”. Вся благодать оплачена на Кресте. Мы обретаем прощение и вечную жизнь потому, что, как говорит Апостол, “Христос умер за грехи наши, по Писанию (1Кор.15:3,4)”.
История Страстей напоминает нам эту истину - истину, которая преобразит нашу жизнь, если мы примем ее всерьез. Царь мироздания, который был “изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис.53:5)”, кротко просит: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Иоан.14:15)”.
Сергей ХудиевИсточник: www.foma.ru