Библейская Пасха
«И да будет вам день сей [Пасха]памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши, как установление вечное» (Исх.12:14). Так повелел Сам Бог. О том, как надо праздновать Пасху, мы можем узнать более подробно из Библии и из жизни еврейских семей, которые по сей день празднуют её так же, как и тысячи лет назад.
Итак, Писание учит, что Пасха состоит из 3-х обязательных частей: Песах (ягнёнок), маца (пресный хлеб) и марор (горькие травы). Об этом подробно написано в книге Исход. Примерно за 2000 лет до рождения Иисуса Христа, Господь дал эти постановления Своему народу, находящемуся в рабстве у египтян. Как тогда, так и сейчас, все символы Пасхи являются актуальными для верующих в Бога людей. Но добавилось ещё кое-что: в символике Ветхозаветной Пасхи присутствует пророческий символизм жертвы Христа.
Как ягнёнок должен был быть без порока и изъяна, так и Иисус был неповинен в грехе. Он стал пасхальной жертвой, чтобы исполнить Закон Моисея и слова пророков. Вы знаете, что Иисус умер в тот час, когда в Храме была принесена последняя пасхальная жертва? – Значит, Он стал жертвой умилостивления для нашего спасения. Так же, как кровь невинных ягнят избавила иудейских первенцев от смерти, так и кровь Христа избавляет нас от вечного осуждения. Его последним словом на кресте было «Совершилось!» - Он знал, что исполнил пророчество и взял на Себя наши грехи!
Иисус – истинный опреснок (пресный хлеб, маца), сошедший с Небес.
Закваска – символ греха и порока, а Мессия был чист и свят. Пасхальный хлеб называется «хлебом скорби», и Христос воистину пострадал за нас. Полосы на маце напоминают раны от римских кнутов на Его спине. Как хлеб был опалён огнём, так и Иисус был опалён огнём Божьего гнева, направленного на нас, но излившегося на Него. Отверстия в маце напоминают раны от гвоздей и от копья в Его боку. Тело Христа было ломимо от боли, дабы мы могли иметь жизнь. Воистину, хлеб скорби – это тело Иисуса.
Горькие травы напоминают о страданиях, которые испытывал Божий народ, находясь в рабстве у египтян. Но ещё больше они говорят о страданиях Мессии за наши грехи. «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» - говорил пророк Исайя (53 глава, 10 стих).
Как вы думаете, это всё совпадения или исполнения пророчеств? Сам Иисус, вкушая пасхальную трапезу с учениками, преломил мацу и сказал, что это – Его тело, за нас ломимое. (1 Послание апостола Павла к Коринфянам, 11:24).
На пасхальном седере (порядок праздничного ужина) у евреев всегда присутствуют 4 чаши вина. Мы знаем из Библии, что Иисус тоже пил вино со своими учениками. И это не было простое питьё. Там тоже много символичного. Пасхальный вечер проходил по определённому порядку и имел символизм, связанный с многовековым воспоминанием израильтян о выходе из Египта.
Итак, I чаша – «чаша Освящения». Когда народ вышел из Египта, Бог сказал, что Израиль – избранный народ, и он будет царством священников, народом святым, при условии, что они будут слушаться Господа и исполнять постановления Его (Исход, 19 глава, 5-6 стихи). Но Господь знает, что мы не можем быть святы, как Он свят, поэтому Он заключил Новый Завет со Своим народом, так как прежний был нарушен. Об этом писал пророк Иеремия (31 глава).
II чаша – «чаша Суда». Господь осудил египтян и навел на них казни за то, что они не поверили в Него, как во Всемогущего Бога и не хотели отпускать Его народ. Так же суд Божий ожидает тех, кто не поверит в Мессию – Иисуса Христа.
III чаша – «чаша Искупления». Она символизирует обетование, данное евреям в Египте: «Я искуплю вас». Именно эту, третью чашу взял Иисус в пасхальную ночь, когда был предан, подал её ученикам и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть кровь нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26 глава, 27 стих). Как кровь ягнят избавила в Египте первенцев от гнева Божьего, так и кровь Иисуса, окропившая наши сердца, заставит ангела смерти пройти мимо нас в час суда.
IV чаша – «чаша Главы». В Писании говорится о народе израильском: «Сделает тебя Господь главою, а не хвостом» (Второзаконие, 28 гл.13 стих). Мессия также сделался Главою угла, Главою Церкви, и всё покорено под ноги Его. Возлежав с учениками в последний вечер у пасхального стола, Он сказал: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». Иисус здесь говорил именно о чаше Главы (Евангелие от Матфея, 26 гл).
Вот и все основные пасхальные символы. Со временем, иудеи добавили ещё несколько деталей, таких, как афикоман(кусочек мацы, завернутый в платок), жареная куриная шейка и др. Но это всё второстепенно и не имеет подтверждений в Библии. Поэтому, для нас, верующих в Иисуса, как Мессию, можно оставить основные атрибуты Пасхи: пресный хлеб, ягнёнок, горькие травы и вино. И совершать Пасху в воспоминание об Искуплении нас от грехов. Именно так учил Иисус. Поэтому, будем помнить:
«Пасха наша – Христос, заклан за нас»! (1 Посл. к Коринфянам 5:7).
Мария Шефер
Источник: www.tvoyavera.ru