1882-2024
142 года общине в Москве
Статьи

Статьи

От страха смерти к свободе: опыт Джона Уэсли

От страха смерти к свободе: опыт Джона Уэсли
08.04.2013 Имя английского пастора и проповедника Джона Уэсли можно смело причислить к именам тех деятелей христианской истории, кого называют героями веры. Прочитав биографию Уэсли, можно удивиться его посвященности Божьему делу, неистощимой работоспособности, его бесстрашию перед лицом опасностей. Об этом говорит и его дневник, из которого нам открывается жизнь проповедника, ежегодно проезжавшего более 4500 миль по дорогам Англии, проповедавшего по 3 раза в день, призвавшего к вере тысячи людей, организовавшего новые общины и благотворительные общества. Уэсли удалось донести Благую весть до самых обездоленных и угнетенных слоев общества. По мнению исследователей, духовные и социальные перемены, произошедшие благодаря служению Джона Уэсли, помогли Англии второй половины XVIII века избежать буржуазной революции, которая к концу века потрясла соседнюю Францию.

Но личность Уэсли станет нам еще интересней, если мы посмотрим на первые 35 лет его жизни и увидим совсем другого человека. Сын пастора, воспитанный в строгих пуританских правилах, Джон старался быть во всем воздержанным, исполнительным, преданным христианскому долгу. Однако, во время своей первой и единственной миссионерской поездки в Америку в 1735 году, ему суждено было потерпеть «кораблекрушение в вере»[1] и увидеть, что он сам нуждается в спасении.

Сильные бури, часто случавшиеся во время долгого путешествия через Атлантику, бросали корабль из стороны в сторону. Огромные волны захлестывали судно, пугая несчастных путников. Испугался и Уэсли, со стыдом признаваясь в своем дневнике, что «не хочет умирать»[2]. В воскресенье 25 января, во время вечернего богослужения на корабле, начался свирепый шторм.

«Посреди псалма, которым начинается служба, море взбушевалось, раскололо грот-мачту, накрыло корабль и захлестнуло палубу, как будто великая пучина уже поглотила нас. Среди англичан начался ужасный вопль. Немцы спокойно пели. Я после спросил одного из них: «Вы не испугались?». Он отвечал: «Слава Богу, нет». Я спросил: «Но не испугались ли ваши женщины и дети?». Он мягко ответил: «Нет, наши женщины и дети не боятся умереть»[3].
Ощущение страха перед лицом смерти Уэсли воспринял как настоящее испытание своей веры, а отсутствие этого страха среди моравских верующих на корабле - как важное свидетельство их истинной христианской жизни. Настолько он был потрясен своим открытием, что тут же записал: «Это был величайший день из всех прежде мною пережитых»[4].

Боязнь смерти выявила в Уэсли черты, свойственные скорее человеку, неутвержденному в Боге: «Я колебался между послушанием и ослушанием, – у меня не было ни решимости, ни сил, ни рвения, - постоянно сомневаясь, прав я или неправ, всегда испытывая смущение и затруднение»[5]. Он обнаруживает в себе неверие, гордыню, отсутствие памятования о Боге, легкомысленность и праздность духа.[6] В январе 1738 года, на обратном пути в Англию в его дневнике мы видим полные отчаяния слова:

«Я отправился в Америку обращать индейцев. Но кто обратил бы меня самого? Кто и что избавит меня от злого и неверующего сердца? Я верую, когда благоденствую. Я могу хорошо говорить и, более того, сам верить в это, когда рядом нет опасности. Но лишь стоит смерти взглянуть мне в лицо, мой дух не находит покоя. И не могу я сказать: «смерть – приобретение![7]»[8]
Может ли христианин бояться смерти? Действительно ли он доверяет Божиим обетованиям о вечной жизни, если боится всех и вся? Живет ли верующий в свободе детей Божиих[9] или как раб трепещет перед искушениями, неизвестностью и гневом Господа? Обнаружив в себе страх, Уэсли мучался подобными вопросами. «Дай мне веру или я умру; дай мне кроткий дух или Mihi non sit suave vivere»[10], - молится он.

Через несколько месяцев по возвращении на родину Уэсли получил ответ на свою молитву. 24 мая 1738 он отправляется на собрание верующих на улице Олдерсгейт. Там, во время чтения лютеровского предисловия к Посланию к римлянам, он слышит о переменах, творимых Богом в человеке по вере в Иисуса Христа, и Святой Дух в одночасье меняет его сердце:

«…и вдруг на сердце у меня стало необычайно тепло. Я почувствовал, что я воистину уповаю на Христа, на одного только Христа в моем спасении; мне дарована была уверенность в том, что Он взял на Себя мои грехи, мои собственные, и спас меня от закона греха и смерти.»[11]
В тот вечер для Уэсли закончился переход от рабства к свободе, от страха к жизни, полной доверия Богу. Он почувствовал, что теперь ни грех, ни сомнение не имеют над ним прежней власти, но по благодати Божией он торжествует победу через Возлюбившего его (Рим. 8:37)[12].

Анализируя свою прежнюю жизнь, Уэсли пришел к выводу, что несмотря на христианские убеждения, которых он придерживался с юных лет, несмотря на внутреннюю серьезность и самоотверженное служение, в нем не было настоящей евангельской веры, которая действительно делает человека чадом Божиим, живущим в вере, любви и свободе. В проповеди «Дух рабства и усыновления»[13] он сравнивает наличие страха в человеке с жизнью иудея под законом, о которой говорит апостол Павел в послании к римлянам[14]. Есть знание о Боге, есть желание исполнять Божии заповеди, но нет благодати Святого Духа, Который бы вдохнул силы и помог преодолеть все немощи и страхи. И устами Павла Уэсли напоминает: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!"»[15].

Отсутствие страха перед смертью теперь становится для Уэсли признаком настоящей евангельской веры. В другой проповеди[16] он описывает обращение человека, который отныне уже «не боялся того, что может сделать ему человек, зная, что каждый волос на его голове сочтен. Он не боялся всех властей тьмы, которых Бог ежедневно сокрушал под его ногами. Менее всего он боялся смерти; нет, даже желал “разрешиться и быть со Христом” (Флп. 1:23)». В письмах, беседах, проповедях Уэсли призывал людей исследовать свою веру и не бояться смерти, помня, что их жизнь в Божьих руках.

В наше полное опасностей время слова Уэсли о страхе смерти звучат как нельзя кстати. Ежедневно новости рассказывают о новых катастрофах, преступлениях, убийствах, болезнях. Как легко впасть в отчаяние и как трудно бывает остановиться и вспомнить слова апостола Павла, которыми часто руководствовался бесстрашный служитель Джон Уэсли:

«Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»[17].

[1] Новый Завет. Первое послание к Тимофею 1:19
[2] The Journal of John Wesley: With an Introduction by Hugh Price Hughes. Appreciation of the Journal by Augustine Birrell. Chicago: Moody Press, 1951., p. 35 (здесь и далее, если не указано иначе, перевод мой – С.К.)
[3] Ibid., pp. 35-36
[4] Ward and Heitzenrater, Journals and Diaries, 18:143 in K. J. Collins. John Wesley: A Theological Journey. Nashville: Abingdon Press, 2003., p. 58 - пер. Н. Корякиной.
[5] Ibid., 18:213, p. 75
[6] Ibid., 18:208-209, p. 74
[7] Новый Завет. Послание к Филиппийцам 1:21
[8] The Journal of John Wesley. Op. cit., p. 53
[9] Новый Завет. Послание к Римлянам 8:21
[10] «Мне нелегко будет жить» (лат.). Ward and Heitzenrater, 18:209 in Op. cit., p. 75
[11] The Journal of John Wesley. Op. cit., p. 64 - пер. Н. Корякиной.
[12] Новый Завет, перевод еп. Кассиана (Безобразова)
[13] The Spirit of Bondage and of Adoption. Burwash, Rev N. Wesley's Fifty Two Standard Sermons. Salem, Ohio: Schmul Publishing Co., 1988, pp. 84-86
[14] Новый Завет. Послание к Римлянам 8:9-25
[15] Там же, 8:15
[16] Scriptural Christianity. URL: http://new.gbgm-umc.org/umhistory/wesley/sermons/4/
[17] Новый Завет. Послание к Римлянам 8:37-39

Сергей Корякин

Источник: Блог Сергея Корякина
Теги: История, служители, служение, вера, Бог, жизнь
Назад в статьи