Крест - дверь рая
04.05.2013
Последние часы земной жизни Иисуса Христа. На горе возле Иерусалима – три распятия и три человеческих трагедии. И если закономерна участь, постигшая двух распятых разбойников, то смерть Того, Кто «ничего худого не сделал» (Лк. 23:41), кажется нелепой, ужасной и несправедливой. Разве осталась какая-то надежда на праведность, мир и радость в этой жизни, если распят Тот, Кто говорил о Себе, что Он от «Бога исшел и пришел» (Ин. 8:42)?
И вот, посреди этой страшной сцены звучат слова Христа, обращенные к раскаявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю». Возможно, их значение не было понятно даже ближайшим ученикам, стоявшим возле креста. Похоже, что и мы, современные читатели Евангелия, наталкиваясь на эту простую и одновременно глубокую фразу, не всегда до конца ее понимаем. Ее простота, с одной стороны, дает людям обрести утешение, лишний раз уверяя в безграничном Божьем великодушии и прощении. Любителям же глубины всегда было интересно, где будет правильным поставить запятую – до слова «ныне» или после него - чтобы понять, сразу ли после смерти человек попадает в рай или нет. Но так или иначе, далеко не все задумывались над тем, что произнесенное Христом в преддверии смерти слово «рай» звучит так же странно и неуместно, как радость во время похорон. Ведь насколько далеки от мысли о рае были те, кто стоял возле распятого Учителя и видел, как вместе с Его жизнью угасали и их надежды!
Гора Голгофа была местом казни осужденных и проклятых, а значит – прямой противоположностью рая. Крест, на котором умирал Христос, был тем местом, где зло этого мира показало все, на что оно способно. Именно в смерти Христа грех сорвал маски, и дьявольская злоба открылась во всей своей силе. Творение убило своего Творца, тьма попыталась поглотить Свет. «Повесивший землю — повешен. Распростерший небеса — распростерт. Утвердивший все — утвержден на древе. Владыка — оскорблен. Бог — убит»[1].
Но на кресте и Творец мира показал все, на что способен Он[2]. Дойдя до предела и сделав невозможное – убив Бога – зло выдыхается. Оно становится бессильно перед Тем, Кто «не сделал никакого греха… Будучи злословим, … не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:22-23). Став добровольной жертвой человеческой зависти, трусости, эгоизма, предательства, Христос смог преодолеть их Своей любовью. Он не проклинает распинавших, но молится: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
Но для учеников должно было пройти еще три дня, чтобы упоминание о рае стало обретать смысл, и отчаяние сменилось проблесками надежды. «Неужели Он жив? Неужели это еще не конец?» - слышатся нам вопросы учеников, получивших вести о пустой гробнице, об ангелах и о воскресении. Стэнли Джонс удачно подытожил необычность и важность происшедшего в те дни: «Если Страстная пятница поставила вопрос, то Пасхальное воскресенье восставило Человека. И восставленный Человек стал ответом на все поставленные вопросы»[3].
Действительно, только воскресение Христа помогло ученикам оправдать и объяснить Его крест. Теперь открылось, что не только грех стал бессилен перед лицом всепрощающей любви, но и сама смерть отступила перед силой вечной жизни. Евреи ждали, что воскресение из мертвых, окончательное освобождение от грехов и исцеление от страданий произойдет лишь в будущем Царстве Божьем. Но вопреки всем законам природы и логики будущее, о котором так мечтал каждый, ворвалось в ход истории и стало частью настоящего. Ученики увидели, что мнимое поражение обернулось утверждением победы.
В то же самое время пришло осознание, что не будь смерти на Голгофе, не будь этой победы над грехом, то не было бы и воскресения, а вместе с ним и прикосновения нашей мрачной действительности к жизни и силе будущего века. Крест перестал восприниматься как катастрофа и конец всему, но напротив, стал местом соединения земли и небес (Кол. 1:20), стал дверью рая. Крест стал источником радости, вдохновляя христиан петь: «живоносный Крест, знамение неодолимое благочестия победы, дверь рая, верных утверждение, Церкви ограждение, которым уничтожено и упразднено проклятие, и поглощена сила смерти, и мы вознесены от земли к небесам...»[4]
Жизнь посреди смерти, рай посреди ада – весть, которую трудно понять умом, но легче уловить сердцем. Ведь когда нас одолевает повседневная суета с ее невыполненными обещаниями, равнодушием и усталостью, или когда мы сталкиваемся с болезнью, насилием, предательством, что-то внутри нас подсказывает, что это не конец, что есть и что-то другое, нечто большее, что исцелит, утешит и обнадежит. Более того, может появиться чувство, - пускай даже минутное, - что за густыми тучами скрывается солнце, и у всего происходящего есть цель и смысл. В такие моменты очень важно уловить это ощущение и начать поиск ответа, иначе суета и зло сделают свое дело – внушат идею о бессмысленности происходящего, отнимут последние силы и убьют надежду.
Всякий, кто не пал жертвой отчаяния, и чья жизнь не превратилась еще в бессмысленное существование, живет надеждой на светлое будущее. «Однажды я стану лучше… уйдут проблемы… утихнет душевная боль… все нас будут понимать и любить», - вздыхаем мы. Но это «однажды», уводя нас в будущее, в область возможного, отвлекает нас от настоящего и реального. Оно имеет все шансы превратиться в «никогда», если мы сдадимся и перестанем искать ответ здесь и сейчас. Ведь Голгофа и три дня до воскресения стали настоящей пыткой для тех, кто не постарался понять слова «Царство Божие среди вас»[5] или поверить пророчествам Христа о предстоящем воскресении.
«Истинно говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю» - обещает Христос в казалось бы безнадежной ситуации. Нам необходимо услышать эти слова и поверить им, если мы решаемся не убегать, не прятаться, но встретиться со злом и страданием лицом к лицу. Это – путь Креста, путь преодоления, болезненный и, возможно, долгий. Но всякий, кто начинает идти им, убеждается, что умерший и воскресший Христос вовеки жив «и может всегда спасать приходящих через Него к Богу» (Евр. 7:25). А это значит, что посреди духовного мрака мы можем обрести обещанный рай, и Крест станет для нас дверью к праведности, миру и радости.
[1] Мелитон Сардийский. Слово о Пасхе, стих 95. – URL: http://mystudies.narod.ru/library/m/melito/passover.htm
[2] Wright N.T. Evil and the Justice of God: a series of lectures for 2003. – URL: http://www.forananswer.org/Top_Ath/Wright_Evil3.htm
[3] Э. Стэнли Джонс (1884–1973) – миссионер и богослов, сделавший огромный вклад в распространение христианства в Индии. Цит. по: The Resurrection of Christ. – URL: http://www.book-of-revelation-end-times.com/resurrection1.html (перевод мой – С.К.)
[4] Из службы праздника Воздвижения Креста Господня: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/vos02.shtml
[5] Возможный перевод слов «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
Сергей Корякин
Источник: Блог Сергея Корякина
Назад в статьи
И вот, посреди этой страшной сцены звучат слова Христа, обращенные к раскаявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю». Возможно, их значение не было понятно даже ближайшим ученикам, стоявшим возле креста. Похоже, что и мы, современные читатели Евангелия, наталкиваясь на эту простую и одновременно глубокую фразу, не всегда до конца ее понимаем. Ее простота, с одной стороны, дает людям обрести утешение, лишний раз уверяя в безграничном Божьем великодушии и прощении. Любителям же глубины всегда было интересно, где будет правильным поставить запятую – до слова «ныне» или после него - чтобы понять, сразу ли после смерти человек попадает в рай или нет. Но так или иначе, далеко не все задумывались над тем, что произнесенное Христом в преддверии смерти слово «рай» звучит так же странно и неуместно, как радость во время похорон. Ведь насколько далеки от мысли о рае были те, кто стоял возле распятого Учителя и видел, как вместе с Его жизнью угасали и их надежды!
Гора Голгофа была местом казни осужденных и проклятых, а значит – прямой противоположностью рая. Крест, на котором умирал Христос, был тем местом, где зло этого мира показало все, на что оно способно. Именно в смерти Христа грех сорвал маски, и дьявольская злоба открылась во всей своей силе. Творение убило своего Творца, тьма попыталась поглотить Свет. «Повесивший землю — повешен. Распростерший небеса — распростерт. Утвердивший все — утвержден на древе. Владыка — оскорблен. Бог — убит»[1].
Но на кресте и Творец мира показал все, на что способен Он[2]. Дойдя до предела и сделав невозможное – убив Бога – зло выдыхается. Оно становится бессильно перед Тем, Кто «не сделал никакого греха… Будучи злословим, … не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:22-23). Став добровольной жертвой человеческой зависти, трусости, эгоизма, предательства, Христос смог преодолеть их Своей любовью. Он не проклинает распинавших, но молится: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
Но для учеников должно было пройти еще три дня, чтобы упоминание о рае стало обретать смысл, и отчаяние сменилось проблесками надежды. «Неужели Он жив? Неужели это еще не конец?» - слышатся нам вопросы учеников, получивших вести о пустой гробнице, об ангелах и о воскресении. Стэнли Джонс удачно подытожил необычность и важность происшедшего в те дни: «Если Страстная пятница поставила вопрос, то Пасхальное воскресенье восставило Человека. И восставленный Человек стал ответом на все поставленные вопросы»[3].
Действительно, только воскресение Христа помогло ученикам оправдать и объяснить Его крест. Теперь открылось, что не только грех стал бессилен перед лицом всепрощающей любви, но и сама смерть отступила перед силой вечной жизни. Евреи ждали, что воскресение из мертвых, окончательное освобождение от грехов и исцеление от страданий произойдет лишь в будущем Царстве Божьем. Но вопреки всем законам природы и логики будущее, о котором так мечтал каждый, ворвалось в ход истории и стало частью настоящего. Ученики увидели, что мнимое поражение обернулось утверждением победы.
В то же самое время пришло осознание, что не будь смерти на Голгофе, не будь этой победы над грехом, то не было бы и воскресения, а вместе с ним и прикосновения нашей мрачной действительности к жизни и силе будущего века. Крест перестал восприниматься как катастрофа и конец всему, но напротив, стал местом соединения земли и небес (Кол. 1:20), стал дверью рая. Крест стал источником радости, вдохновляя христиан петь: «живоносный Крест, знамение неодолимое благочестия победы, дверь рая, верных утверждение, Церкви ограждение, которым уничтожено и упразднено проклятие, и поглощена сила смерти, и мы вознесены от земли к небесам...»[4]
Жизнь посреди смерти, рай посреди ада – весть, которую трудно понять умом, но легче уловить сердцем. Ведь когда нас одолевает повседневная суета с ее невыполненными обещаниями, равнодушием и усталостью, или когда мы сталкиваемся с болезнью, насилием, предательством, что-то внутри нас подсказывает, что это не конец, что есть и что-то другое, нечто большее, что исцелит, утешит и обнадежит. Более того, может появиться чувство, - пускай даже минутное, - что за густыми тучами скрывается солнце, и у всего происходящего есть цель и смысл. В такие моменты очень важно уловить это ощущение и начать поиск ответа, иначе суета и зло сделают свое дело – внушат идею о бессмысленности происходящего, отнимут последние силы и убьют надежду.
Всякий, кто не пал жертвой отчаяния, и чья жизнь не превратилась еще в бессмысленное существование, живет надеждой на светлое будущее. «Однажды я стану лучше… уйдут проблемы… утихнет душевная боль… все нас будут понимать и любить», - вздыхаем мы. Но это «однажды», уводя нас в будущее, в область возможного, отвлекает нас от настоящего и реального. Оно имеет все шансы превратиться в «никогда», если мы сдадимся и перестанем искать ответ здесь и сейчас. Ведь Голгофа и три дня до воскресения стали настоящей пыткой для тех, кто не постарался понять слова «Царство Божие среди вас»[5] или поверить пророчествам Христа о предстоящем воскресении.
«Истинно говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю» - обещает Христос в казалось бы безнадежной ситуации. Нам необходимо услышать эти слова и поверить им, если мы решаемся не убегать, не прятаться, но встретиться со злом и страданием лицом к лицу. Это – путь Креста, путь преодоления, болезненный и, возможно, долгий. Но всякий, кто начинает идти им, убеждается, что умерший и воскресший Христос вовеки жив «и может всегда спасать приходящих через Него к Богу» (Евр. 7:25). А это значит, что посреди духовного мрака мы можем обрести обещанный рай, и Крест станет для нас дверью к праведности, миру и радости.
[1] Мелитон Сардийский. Слово о Пасхе, стих 95. – URL: http://mystudies.narod.ru/library/m/melito/passover.htm
[2] Wright N.T. Evil and the Justice of God: a series of lectures for 2003. – URL: http://www.forananswer.org/Top_Ath/Wright_Evil3.htm
[3] Э. Стэнли Джонс (1884–1973) – миссионер и богослов, сделавший огромный вклад в распространение христианства в Индии. Цит. по: The Resurrection of Christ. – URL: http://www.book-of-revelation-end-times.com/resurrection1.html (перевод мой – С.К.)
[4] Из службы праздника Воздвижения Креста Господня: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/vos02.shtml
[5] Возможный перевод слов «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
Сергей Корякин
Источник: Блог Сергея Корякина