1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Религия - преимущественно - дело воли

Религия - преимущественно - дело воли
08.12.2010

Лекция Джона Мотта студентам Петербурга. 1909г.

Джон Мотт посетил наиболее знаменитые храмы в Петербурге и имел беседы с высшим петербургским православным духовенством. В беседах он особенно подчеркивал мысль, что христианам вне зависимости от вероисповедания необходимо везде проповедовать Христа Спасителя и нести Евангелие в народ. Он неоднократно повторял, что вражда, ссоры между верующими христианами различных конфессий весьма вредны и наносят ущерб евангелизации мира. Православное руководство очень приветливо отнеслось к Мотту, поддерживая его в стремлениях примирить христиан различных течений и наладить между ними хорошие взаимоотношения. Это впоследствии развилось в экуменическое движение и в движение за мир между людьми — за что Джон Мотт был награжден Нобелевской премией .

— Христианская религия является преимущественно делом воли человека. Религия говорит и уму, и сердцу, и совести, но она является делом воли. Бесспорно, христианство — разумная религия, она отвечает самым глубоким запросам логического ума человека. Христос говорит: «Научитесь от Меня» — это значит, что Он не запрещает человеку мыслить, Он хочет, чтобы мы пользовались своим умом; Он хочет, чтобы мы в развитии нашей нравственной природы перешли от размышления к делу, собственной волей провели в жизнь свои убеждения.

Можно много знать о Христе, но этого недостаточно. Я знал человека в университете, который много читал Библию и в то же время был большим эгоистом. Я знал профессора, который читал превосходные лекции о Христе, но вел безнравственную жизнь и губил молодежь.

Христос говорит; «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что Я говорю?».

Лжехристиане те, которые не проводят волей своей учение Христа в жизнь. Некоторые думают, что религия — это дело чувства. Да, она много говорит чувству: мы размышляем о прошлых грехах, испытываем чувство сожаления, раскаяния. Когда мы размышляем о жертве Христа, мы испытываем благодарность и сочувствие к Нему, но одних чувств мало. Я знал студента, он горячо говорил о вере, исполнял обряды и в то же время обманывал на экзаменах. У него было религиозное чувство, а воля бездействовала. В христианстве знание и чувство влияют на волю, дают импульсы для нее; там, где воля бездействует, — все бесплодно. Истина не проникает в душу, которая сопротивляется свету. Когда мы повинуемся свету, то тьма отступает. Христос сказал: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме...» (Ин. 8:12).

Это не отвлеченная теория — это можно проверить на практике и на опыте убедиться в истинности Его слов. Тот, кто употребит свою волю и будет повиноваться примеру учения Христа, будет иметь свет жизни.

Когда мы употребляем волю в деле веры, высшие силы действуют на нас. Всемогущий Христос не может помочь человеку, который не хочет действовать. Ведь Он не прибегает к принуждению. Он хочет, чтобы мы были не машинами, а свободными людьми, сознательно выбирающими между добром и злом. Ценность воли в ее свободе. Пока мы не испытаем на опыте, не последуем за Ним, мы не можем судить о том, что Он говорит. Лишь употребив свою волю, мы узнаем ту духовную мощь, помощь, которая так необходима в студенческие годы. Его помощь избавит нас от дурных привычек, поможет нам оказывать доброе влияние на окружающих. Мы войдем в жизнь с глубокими и твердыми убеждениями. Ужасно, когда в студенческие годы человек не получает помощь свыше.

Бездействие воли расслабляет наш характер. Люди решительные, с активной волей, проводят истину в жизнь. Человек, последовавший за Христом, ежедневно упражняет свою волю, делая правильный выбор между хорошими и дурными мыслями, между добром и злом. Христос дает нам цель — подражать Ему во всем. Человек, упражняющий свою волю, становится сильным, не падает духом в трудные минуты, стремится удержаться на нравственной высоте, побеждает все греховное, отрицательное.

Тот, кто не упражняет свою волю, становится расслабленным, воля атрофируется, человек делается безвольным. Обычно студенты — юристы, медики, техники — приобретают знания в течение 5 — 6 лет, а применяют их по окончании курса, но никто не может отложить применение открытых им нравственных и духовных истин. Жизнь есть не серия мыслей, а серия действий. Иногда студенты проявляют бездействие воли, потому что некоторые вопросы для них не ясны. Например, я знал студента, который признавал заповеди Христа о чистоте жизни, но не вел чистую жизнь, потому что, по его словам, не верил в сверхъестественное рождение Христа. Он не хотел сделать первого шага — обрести чистоту сердца по Христу, а поэтому испытывал сомнения в отношении десятого и двадцатого шага познания. Малодушие, страх, что товарищи будут смеяться, когда ты, следуя за Христом, оставишь дурные, вредные для здоровья привычки, мешает некоторым покорить свою волю Христу. Люди готовы плыть по течению, лишь бы придерживаться моды и не вызывать насмешки других.

Некоторые студенты слишком нерешительны, предпочитают откладывать решения в долгий ящик. Серьезные, мыслящие студенты не могут пройти мимо Христа. Те, кто говорит: «Сейчас мы очень заняты, мы потом найдем время и займемся вопросами воли, нравственности духовной жизни», — жестоко ошибаются. Впоследствии в жизни будет еще больше суеты и всяких дел. Студенческие дни — это самое драгоценное время, и нужно решить основные вопросы, выработать в себе гармоничный характер, развиваться всесторонне, чтобы развивались и ум, и душа, и сердце и ни одна лучшая сторона нашей личности не была атрофирована. Если вы перестанете совершенствоваться, вы будете становиться хуже. Те искры Божий, которые теплятся в душе каждого, могут разгореться в пламень чудного светильника, сияющего всю жизнь, а могут погаснуть совсем. Возможно, у многих из вас воля дремала в отношении духовных вопросов. Это симптом болезни воли. Не скрывайте эту болезнь.

Может быть, кто-то из вас имеет религиозные убеждения, но не старается быть похожим на Христа. Скажу такому студенту: лучше перестать лицемерить, лучше не называть себя христианином. Христос говорит: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что Я говорю».

Возможно, некоторые из вас по совести не считают себя христианами. Я большую часть своих студенческих лет тоже не мог искренне верить и могу теперь сказать с теплым сочувствием: как бы вы ни смотрели на Христа, пусть ваша воля будет занята Христом — то есть вы всеми силами воли старайтесь быть похожими на Него и повинуйтесь Его учению. Тогда окажется, что, упражняя свою волю в повиновении Ему, мы уже не будем во тьме, не будем утопать в болоте, а найдем свет и встанем на твердом основании. Вера идет вслед за применением знания и воли. Никто не может избавиться от своих сомнений, пока он не решился исполнить того, что принял за истину. Когда мы захотим принять истину, которую видим, тогда мы получим достаточно света для следующего нашего шага. Воспользуемся каждым импульсом к добру, не откладывая. Слабость импульса — признак наступающей атрофии.

Если мы не примем во внимание те искры добра, которые еще согревают нас и зовут вперед, они совершенно заглохнут. Ужасно думать, что может наступить время, когда таких импульсов уже не будет.
Когда мы слышим и исполняем, мы стоим на скале; когда, слыша, не исполняем, — стоим на песке. Натиск бури истощает и то, и другое основание, но устоит только тот, кто стоит на скале.

Из книги Ю.С.Грачева «Студенческие годы»

Wikipedia о Джоне Мотте

Теги: статьи, выступления, студенты, молодежь
Назад в статьи