1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

"Бог шельму метит"

"Бог шельму метит"
15.11.2012 Слово «шельма», согласно одному из толковых словарей, означает «мошенник, обманщик, пройдоха» (В.Даль).

С одной стороны, «обманщик и пройдоха» вроде бы отрицательный персонаж, с другой, глядя на ничем не обремененную совесть шельмы, на местами чересчур удачливую его жизнь, мы нередко оказываемся пораженными (ну чего там греха таить?), пораженными завистью. Именно в такой момент, момент активной зависти, по точной мысли Фазиля Искандера, нас посещает двоякое ощущение: «Ложное чувство, что другой украл нашу судьбу, и одновременно неприятная догадка о неправильности нашей жизни» («Думающий о России и американец»).

Вот и получается, что к классическим русским вопросам «Кто виноват?» (А.И. Герцен) и «Что делать?» (Н.Г. Чернышевский) у нас невольно и все чаще добавляется - «Почему дуракам везет?».
У «пройдохи и мошенника» вполне завидный статус, который критикуется больше всего тем, кто хотел оказаться на месте этого самого шельмы. Втайне желал, но не оказался…

Кому-то не хватило наглости, у кого-то не оказалось нужных связей, а кто-то так и не решился (смелости не хватило) на подлость и предательство...

Да, чуть не забыл о тех, кто отказался от «счастья на костях» в силу воспитания, кому не позволила перешагнуть через ближнего совесть, для кого вера в Бога на практике оказалась не модной фишкой или пустым звуком, а образом жизни...

Для чего «Бог шельму метит»? С церковной точки зрения, ответ довольно-таки прост…

Во-первых, зло должно быть не только увидено, но и опознано нами именно как зло. «Вирус прозрачности зла» (Ж. Бодрийяр), поразивший нашу с вами жизнь, зачастую мешает отделить черное от белого. С церковной точки зрения, зло обязательно должно созреть и стать очевидным для нас. В противном случае, мы, просто подхватив этот самый «вирус прозрачности зла», будем искать объяснения и оправдания своей ненависти, блуду, зависти, сплетням, жадности…

Во-вторых, «Бог нас всегда окружает теми людьми, - говорит преподобный Силуан Афонский, - с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков». Смотри на шельму и борись с неугомонным желанием занять его место и стать таким. Почему? Потому что, по верной пословице, «сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет».

В Священном Писании эта же самая мысль выражается по-иному: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Послание к Галатам 6,7).

Однажды каждый из нас предстанет перед Тем, Кто знает, почему мы так говорили про других, и так поступали по отношению к ним...
«Бог шельму метит» - это не только про других, но может оказаться, что и про нас…

Игорь Малин


Источник: Блог Игоря Малина
Теги: Библия, человек, грех
Назад в статьи