1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Сергей Худиев: Об эмоциях Бога

Сергей Худиев: Об эмоциях Бога
10.04.2013

Бог Пророков и Апостолов — и Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа — личностен и интенсивно эмоционален. Он чуть не плачет:

Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город. (Ос.11:8,9)

А воплощенный Бог, определенно, неоднократно плакал. История с беспутной женой Осии, которую, потаскуху, муж все равно любит и выкупает у ее последнего содержателя, чтобы вернуть в дом — это слезоточиво, как и притча о блудном сыне. А Исайя?

Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. (Ис.49:15)

А Иеремия?

Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. (Иер.3:20)

Цель Откровения вообще — приведение людей в личные отношения с личностным Богом.

Познание Бога не есть познание концепта, это есть понимание Личности, вступающей в отношения с другими личностями. Как мы можем понимать других людей - "я понимаю, что это значит - похоронить близкого человека". Не в смысле "я располагаю информацией" а "я знаю, что Вы переживаете".

"Вы хотите понять отношение Бога к Израилю? - ну вот Вы понимаете отношение отца к беспутному любимому сыну или мужа к беспутной и любимой жене? Вы понимаете, каково это?" Познание Бога у Пророков (и Апостолов)это такое со-чувствие, любить то, что любит Бог, ненавидеть то, что он ненавидит, и концепция безэмоциального Бога глушит все это послание.

Писание требует не просто принять к сведению, что беззаконие ранит наши души и препятствует нам обрести вечное блаженство — оно требует возненавидеть беззаконие, именно эмоционально отвергнуть, возгнушаться, как мерзостью — потому что Бог ненавидит беззаконие.

Писание зовет не просто принять систему взглядов и привести свою жизнь в соответствие с этой системой — но установить личные отношения, которые не могут быть безэмоциональными. Когда Апостол говорит «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал.2:20)» - он говорит не о своем концепте Бога, Он говорит о Том, кого Он знает и любит лично.

Поэтому аргумент вида «Писание говорит, что Бог неизменен → Эмоции предполагают перемены → следовательно Бог бэзмоционален» представляется мне просто культурным недоразумением.
Апостол Иаков, который пишет о Боге, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» еврей, а не грек - а неизменность Бога Израилева означает Его верность Завету, непреложность Его слова, Хесед, верную любовь. Бог Иакова - личность, которая вступает с людьми в личные отношения (и сохраняет в них неизменную верность) а не философская абстракция типа аристотелева Перводвигателя.

Как говорит Пророк, Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. (Мал.3:6)

Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? (Чис.23:19)

То есть речь идет именно о личной верности Бога, а не о безэмоциональности.

Сергей Худиев


Источник: Блог Сергея Худиева

Теги: Бог, Библия, человек, грех
Назад в статьи