1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Размышления о Рождестве (1-4)

Размышления о Рождестве  (1-4)
25.12.2010

I

Странный способ выбирает Бог, чтобы явить Себя миру в образе человека. Нет, чтобы прийти сильным, взрослым мужем, как это описано в преданиях других религий. Он решает войти в земную реальность беспомощным Младенцем. Зачем? Ведь не мог же премудрый Творец не вложить в это действие особого смысла?! Младенец и мир, враждебно к Нему настроенный: кто выстоит в этой неравной схватке, если не Бог? Но Младенец выстоял, потому что был Богом.

Малое Божье оказалось сильнее безжалостной политической машины, сильнее авторитетного религиозного кулака, занесенного над Ним. Да что, люди! Малыш, рожденный в Вифлееме, противостал всему миру духов зла. Противостал и победил! Творец долгие дни жизни Иисуса, начиная с пеленок, показывал, кто реально властвует в мире.

До чего же ободряет мысль о непоколебимости Божьего престола, когда смотришь в те древние дни, когда беззащитный кроха, рожденный Марией, лежит в яслях, плачет, как все дети, вызывая умиление к Себе. И всё же понимаешь, что в Нем и есть моя защита и гарантия моего вечного бытия…

II

Бог и мы, люди…

Мы понимаем, насколько мы зависим от Него, насколько от Него всё, что мы имеем в жизни. И всё же… До чего важную роль Бог предоставил нам в Своих планах. Конечно, на своём месте ангелы, ослицы… Но Христос приходит к людям, а не к ангелам. Он изливает Свою любовь именно на человечество, потому как искупленное человечество – ключ к восстановлению Божьего порядка в мироздании.

Иисус учит именно нас, призывает следовать вместе с Собой нас, и в Вифлееме принимает Он именно человеческий облик. Младенец Иисус – это явленный образ встречи Бога и человека после долгой разлуки, вызванной грехом. Он вырастет, и мы пойдем за Ним, чтобы научиться жить по-человечески, без противоречия с житием по-божески. В младенце Иисусе Бог и человечество наконец-то объединились в Духе. Он дал нам Своего Духа, чтобы мы после Христова вознесения продолжили и умножили Его дело. Бог мог бы обойтись без участия людей, но Он предпочел вовлечь нас в творимые Им дела. Когда-то Бог действовал в человеческом облике Своего Сына, а после и доныне – через миллионы людей.

Никто не узрит Бога, если Его усыновленные и удочеренные во Христе дети не явят своего Отца миру телами, исполненными любви и мудрости.

А началось это, подумать только, с Младенца…

III

Как странно Матфей начинает свое Евангелие. Зачем он поместил родословную Иисуса перед самым повествованием? Понять это можно, если задаться вопросом, а чему вообще посвящено Евангелие Матфея. Конечно, миссии Иисуса! Но Матфей особо подчеркивает, что для Мессии было важно провозгласить наступление Божьего Царства, именуемого в этой книге Царством Небесным.

И ключевым стихом всего Евангелия является 17 стих 4 главы: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

А кто же царь? Конечно, Он, Иисус! Матфей это понимает и так выстраивает композицию книги, чтобы проследить путь восшествия Иисуса на Царство. С самого начала речь идет о Царстве Иудейском, но все понимают, что не только о нем.

Матфей создал не просто повесть, а целый эпос. Он преподносит Иисуса как наследника Давида. Но, чтобы не сужать претензий Младенца пределами земли обетованной, он начинает Его родословие от Авраама, наследника Божьего, в котором должны благословиться все племена земные. Это претензии на весь мир!

И хотя волнение Ирода объяснимо появлением конкурента на занимаемый им трон, потому как Ироду ясно, что на фоне Рожденного в Вифлееме, сам он обычный безродный самозванец. Но всё же дерзость человека-Ирода нельзя объяснить всеми этими причинами. Ведь в изложении Матфея ясно видно, что Ирод сознательно восстает на Мессию, Всевышнего Бога! Человеку ли дерзать так?

В том и эпичность повествования Матфея, что он раскрывает перед читателем космическую драму. Ведь и ангелы постоянно вовлечены в действие. Это битва Небес, а на земле лишь отражение оной. И люди в ней становятся более, чем людьми – они проводники Вышних сил.

Стоящий за Иродом откроется скоро, в искушении Иисуса в пустыне. А еще ранее открывается Тот, кому противостоит дьявол. При крещении Иисуса Сам Бог объявит, кем Ему приходится вифлеемский Мальчик. Всё Евангелие Матфея пронизано вопросом о власти, и спор решается в пользу законного наследника Божьего.

От яслей до воскресения, через Голгофу Матфей прослеживает триумфальный путь рожденного от женщины Марии и Духа Божьего Царя царей Иисуса - нашего доброго и славного Господа.

Так что за Дитя в хлеву чужом?

IV

Родился мальчик… А какой переполох вызвал Он! Сразу мир разделился на тех, кто принял Его, и тех, кто Его отверг. И так всю последующую историю человечества, до сих пор.

Мы ведем летоисчисление от Рождества Христова. Так, еще в древние времена, эпоха начиналась восшествием на престол нового монарха, с его смертью она заканчивалась.

А вот эпоха Иисуса Христа началась и никак не закончится. Да, немало желающих завершить её. Да, кто-то открыто продолжает исчислять земные времена от других событий. Да, с наступлением всё большего свободомыслия появятся те, кто посчитает христианское летоисчисление оскорблением совести инакомыслящих. Может быть, даже настанет время, когда мировое сообщество введет новую точку для исчисления лет, религиозно нейтральную.

Иисус по-прежнему служит камнем преткновения. Он разделяет людей на противоположные лагеря, как и в дни своего рождения. Но Он принес Любовь, которая соединяет.

И она обязательно победит!


Тимур Мамкеев

Теги: Рождество, размышления
Назад в статьи