И.С.Проханов «Он воскрес… идите, скажите ученикам Его и Петру»
Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
(Мк.16:6,7)
Бывают вести неприятные, например, когда человеку богатому, имевшему управителя, донесли, что он расточает имение (Лк. 16:1) — это была для него неприятная весть.
Бывают вести печальные и даже страшные. Иов в один день получил несколько ужасных известий:
«Вот приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков, и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе…
Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе» (Иов. 1:14–19).
Это были до того печальные и страшные вести, что Иов, выслушав их, встал и разодрал верхнюю свою одежду, остриг голову свою и пал на землю…
Но не было никогда такой печальной и ужасной вести, как весть о смерти Иисуса Христа.
Поздно вечером в четверг разнеслась весть о том, что Иисус, находившийся в Гефсиманском саду со Своими учениками, был арестован воинами по проискам Иудейских первосвященников и по предательству одного из Его учеников. Иуды; что Он был взят и отведен к Пилату, что там Он был истязуем и изранен до крови, одет в багряницу, как преступник, принужден нести Свой крест на Голгофу, где и был распят посреди двух разбойников и где среди невыразимых мук умер.
Это была более печальная весть, чем весть о смерти двух разбойников, казненных вместе с Ним, и всех других распятых людей в мире. Почему? Это объяснил хорошо один из распятых с Иисусом разбойников: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а
Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41).
Все другие распятые и казненные умирали за преступления, а Он ничего худого не сделал.
Несомненно, очень печальна бывает весть о том, что на войне в такой-то битве пало столько-то людей. Но ведь эти люди имели оружие и стремились убить тех, кто их убил. Христос не только был безоружен и не только не хотел повредить Своим врагам, но любил их и молился за палачей.
Конечно, были люди, казненные за истину, (как например: пророки Исаия, Иеремия, Иоанн Креститель и др.), но они не были безгрешными, Иисус же не имел никакого греха или порока.
«Даже не было лести в устах Его» (1Пет. 2:22).
А если глубже заглянуть в повествование Евангелий и посланий, что Иисус был олицетворением святости, что Он был посланником и Сыном Божиим, пришедшим в мир для откровения высшей божественной истины и для спасения грешников, что в течение Своего земного пути Он творил людям только благо: поучал, наставлял, исцелял и воскрешал — то станет прямо страшно за род человеческий.
Люди, которые должны были бы в умилении и благодарности преклониться перед дивным Благодетелем, Представителем Бога на земле, распяли Его.
С тех пор, как создана земля, и до наших дней, никогда не случалось более печального и страшного события, как распятие Иисуса на тресте на Голгофе.
Поэтому нам становится понятно, почему «весь народ, сшедшийся на сие зрелище [распятие Иисуса], видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк. 23:48).
Бессознательно народ чувствовал, что в распятии Иисуса совершилось неописуемо печальное событие.
Но поскольку эта весть о распятии и смерти Иисуса была печальною и страшною вестью, настолько же весть о Его воскресении была и теперь является вестью невыразимо радостною, полною торжества…
1. ВЕСТЬ О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТА — БОЛЕЕ ВЕЛИКАЯ И РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ, ЧЕМ КАКАЯ-ЛИБО ДРУГАЯ ВЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ.
Например, весть о хорошем урожае — очень важная весть, но она касается только телесной жизни человека.
Весть о воскресении Христа имеет неизмеримое значение, главным образом для духовной жизни человека, для жизни души, которая больше тела, как говорит Христос (Мф. 6:25).
То же самое мы должны сказать о всех известиях, о радостных событиях на земле. Все они касаются главным образом внешней, временной жизни, тогда как весть о воскресении имеет первенствующее значение для внутренней, вечной жизни человека.
Мы должны сказать даже нечто большее.
Были и есть другие вести, касающиеся духовной жизни человека, но и среди них весть о воскресении Иисуса занимает первенствующее место. В самом деле.
Была весть, исходившая от Будды, основателя мировой религии. Но какая это была весть? Весть о безысходности страдания, весть о нирване, т. е. об умерщвлении психики (душевной жизни), о борьбе с жизнью.
Эту весть даже нельзя назвать радостной. Это была весть печали, уныния и отчаяния. Иною она и не могла быть. Весть о воскресшем Христе имеет совершенно противоположный характер. Она говорит о победе страдания, зла и смерти превосходящей силой жизни в Боге… Превосходство этой вести неизмеримо.
Была весть, исходившая от Моисея. Это была весть о Боге правосудия, справедливости и истины и о том, что человек оправдывается делами закона. Эта весть повергала человека с самого начала в состояние трепета и страха и держала его всю жизнь в этом состоянии, ибо приводила к мрачному заключению, что оправдание делами невозможно, так как никто не может исполнить закон.
Весть о воскресении Иисуса есть весть о том, что Бог есть не только истина, но, главным образом, любовь,
что Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25), и потому человек оправдывается не делами закона (что невозможно), а верою, независимо от закона (Рим. 3:28).
Насколько же весть о воскресении Иисуса выше вести, данной миру через Моисея!
Но великое значение этой вести для человечества выясняется еще в большей степени при подробном ее рассмотрении.
Значение это многообразное.
2. ЭТО ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННАЯ ПО СВОЕЙ СИЛЕ ВЕСТЬ УТЕШЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ.
Велика была скорбь учеников и учениц Иисуса, начиная с вечера четверга, когда Он был арестован врагами и вплоть до утра первого дня недели. Все они скорбели жестоко. Вот картина их душевного состояния.
Утром рано в первый день недели ко гробу приходит Мария Магдалина. Что она делала там?
«Мария стояла у гроба и плакала» (Ин. 20:11).
Все близкие ко Христу переживали в то время душераздирающие чувства, но горе Марии было еще глубже. Почему? Потому что она удостоилась такой милости, которой не имели другие ученики и ученицы Иисуса. Иисус «изгнал из нее семь бесов» (Mк. 16:9). Она была бесноватая, а это, как известно, ужасная болезнь. Она вспоминала годы, когда она страдала от этой тяжелой болезни и тот момент, когда Иисус исцелил ее. Сердце ее наполнялось благодарностью к Его памяти и глубокою скорбью, что Его теперь нет.
Но совершенно неожиданно предстали перед ней два ангела, сказавшие:
«Что ты плачешь?»
Она не успела ответить им, как явился ей Сам воскресший Иисус, Который и поручил ей весть о воскресении передать Его ученикам.
Какое огромное значение имела эта весть для нее. Тот Самый, Кто меня спас от ужасной болезни, ныне жив! Значит, Он и теперь может избавлять и спасать!
Перед этим она плакала об Иисусе, как о покойнике, теперь радовалась о Нем, как о живом ее Спасителе. Ее слезы превратились в сияние восторга в ее очах.
Воскресший Иисус явился для нее осушителем слез.
Дорогие дети Божии! Все вы когда-то были одержимы не одним и не семью, а многими, многими грехами и пороками. Вы вздыхали в их оковах, вы стонали и часто плакали, не зная выхода из положения…
Но вы услышали о воскресшем Иисусе, Который изгнал семь бесов из Марии Магдалины, вы уверовали в Него и Его воскресение, и Он избавил вас от причины ваших страданий, Он стер слезы покаяния и вместо слез в очах ваших
вложил хвалебную песнь в уста ваши.
Весть о Воскресшем и для вас оказалась сильною для прекращения плача и начала торжествования в Нем.
В эти дни воспоминания Его воскресения вспомните об этом великом чуде Воскресшего и возблагодарите Его.
Братья и сестры! Воскрес Тот, Кто сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11–12).
То, что вам причиняет так много страданий, есть ваше преимущество, ибо оно ставит вас в один ряд с великими пророками древности и принесет вам награду. Но самое главное это то, что Он Сам был гоним, но будучи в единении с Отцом, Своим воскресением одержал великую победу над гонителями. Того же самого достигнут и все гонимые за правду на земле. Ваш крест сменится венцом силою Воскресшего.
Источник: Журнал "Вера и жизнь", №2, 1983г.