1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Самая странная притча Иисуса

Самая странная притча Иисуса
24.11.2014 Одна из самых странных притч Иисуса – это притча о неверном управителе. Суть её в следующем. Управляющий имением был обвинён в коррупции. Хозяин требует представить отчёт за траты, которые совершал управитель, и временно отстраняет его от управления хозяйством. Тогда этот человек решает пойти на хитрость – призывает должников его патрона и частично списывает им долги. Хозяин имения узнаёт об этом и вместо наказания хвалит своего неверного управдома.

Услышав эту историю, фарисеи долго смеялись над Иисусом. И, действительно, по-человечески, история весьма странная. Удивляет не только странное поведение управителя, но и реакция хозяина имения. Какой человек будет хвалить прыткого слугу, который причинил материальный ущерб своему хозяину?

Не менее странным кажется и комментарий самого Иисуса. Богатство в еврейской среде не считалось чем-то греховным, наоборот, божьи благословения виделись именно в материальном благополучии. Сочетание слов «неправедное богатство» было сложно отнести к этой притче. Речь в ней не о наживе нечестным путём. Да и о богатстве тут ни слова.

Так о чём же притча? А притча, на самом деле, не о простаке богаче и хитром слуге, а о самих фарисеях. Под хозяином имения Иисус подразумевает Бога, который доверил Свой народ (имение) служителям (управляющим), чтобы они заботились о нём. А те, вместо заботы и мудром управлении, превратили свои обязанности в средство наживы. Маммона – это не просто богатство, это авторитет, почёт, власть, в конечном счете, это и сам Закон Божий, на котором пытались строить свою жизнь книжники и фарисеи.

Когда же пришло время Божьей ревизии дел, когда нужно было проявить смирение и милосердие, прощение долгов ближним, заботу о слабых и беззащитных, хотя бы из страха наказания перед Господом, они продолжают угнетать народ Божий.

Поэтому Иисус говорит, что невозможно служить Богу и маммоне, невозможно принять учение Христа и пытаться оправдаться с помощью исполнения Закона, при этом всячески притесняя беззащитных людей. Закон не является источником праведности, не оправдаешься перед Богом, если не имеешь достойных плодов покаяния в виде добрых дел.

В этой истории примечательны слова управителя: …знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. (Лк.16,4)

Синодальный перевод ставит слово знаю в настоящем времени, но в греческом тексте это глагол прошедшего, незавершённого времени. Добавим, что 4-й стих повествует также лишь о возможной отставке.

Таким образом, мы вполне обоснованно можем предположить, что о возможной отставке приставник задумался задолго до произведенного на него доноса, а именно в момент своего вступления в должность. Но какую реакцию мы видим в книжниках и фарисеях? Они беззаботны и веселы, считают себя абсолютно правыми, нет и намёка на то, что они задумываются о неизбежности отчёта перед Богом.

Ирония ситуации в том, что фарисеям и книжникам нужно плакать о своей участи, а они смеются над историей, которую рассказал Иисус.

Илларион Огородников

Источник: kbogu.ru
Теги: Новый Завет, притчи, толкование
Назад в статьи