1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Милосердие как образ жизни

Милосердие как образ жизни
13.03.2015
«...суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом».
Иакова 2:13

В последнее время много размышляю об абсолютной важности милости и милосердия.

Мне все больше и больше кажется, что подлинное христианство заключается в практическом милосердии. Писал я об этом не единожды, но всякий раз возвращаюсь к этой мысли.

Мы стали прагматичны и утилитарны, во всем ищем хоть какую-то, да и выгоду. Мы задаемся вопросом: а что я буду с этого иметь? Я тебе помогу, НО… ты будешь теперь мой должник; ты должен стать моим другом; ты должен пойти в мою церковь; ты должен переменить свои взгляды, привычки, мировоззрение. И еще: человек, которому мы собираемся оказывать милосердие, должен нам еще и мало-мальски нравиться.

С этой точки зрения, получается, что дело милосердия – это инвестиция в будущее. Я сейчас вложусь, окажу услугу, а потом мой вклад ко мне вернется в виде дивидендов, пусть не в точно такой же форме, а совсем в другой. Никому не хочется действовать вхолостую.

А что, если мы заведомо знаем, что наше дело милосердия не принесет плода? К примеру, мы пытаемся помочь алкоголику выйти из запоя, моем его, одеваем, но знаем наверняка, что он рано или поздно сорвется, более того, иной человек может нанести ущерб нашей репутации. То же самое касается бездомных людей. Смысл им помогать, если они вряд ли поменяют свой образ жизни? А что, если это вообще душевно больной человек, которого общество, фактически, списало? Что мы можем изменить в данном случае? Оно нам надо, копаться в чужом болоте? Все знают, что работа с зависимыми людьми, бывшими заключенными, бездомными и душевно больными – дело неблагодарное. Ну, так что, бросить это дело? Махнем-ка мы рукой на ущербных людей, предварительно поставив большой крест...

Меня поразил фильм «Солист» Джо Райта, в котором журналист-эгоцентрик Стив Лопес оказывает милосердие по отношению к душевно больному бездомному скрипачу – Натаниэлю Айерсу. Он искренне желает тому помочь, определяет в приют для бездомных, находит для него учителя музыки и даже организовывает для того сольное выступление. При этом, сам он нередко попадает в весьма неловкое положение, даже подвергается агрессии со стороны Натаниэля, поскольку поведение шизофреника непредсказуемо. Несмотря ни на что, он продолжает в него верить, остается другом и хочет скрасить тому жизнь. Он даже говорит: «Я горжусь тем, что я Ваш друг!».

С такими людьми никто не хочет иметь дело. Общество списало этих безнадежных и пропащих людей. Они не станут другими. Зачем этот бессмысленный сизифов труд?
Может зря Стив Лопес это затеял? Да нет, не зря, вот что он сказал в конце фильма:
«Год назад я встретил человека, которому изменила удача, и я подумал, что смогу ему помочь, только я не знал чем. Да, мой друг, мистер Айерс, ночует теперь в приюте, у него есть ключ, у него есть постель. Но его психическое здоровье также непредсказуемо, как в день нашей встречи. Многие говорят, что я помог ему. Я знаю, что врачи-психиатры считают, что самая обычная дружба способна изменить химические процессы в мозгу, открыть для больного новую жизнь.
Я не знаю, что ждет мистера Риверса. Может наша дружба помогла ему, а может, и нет, однако я знаю, что случилось со мной. Общаясь с Айерсом я стал свидетелем его мужества, его смирения, его веры в силу искусства. Я узнал, как важно не предавать свою веру, держаться за нее. А самое главное – не терять надежду, что вера спасет тебя».

Особенно меня порадовало, что данный фильм – не выдумка сценариста-романтика, а основан на реальных событиях. Радостно, что в мире есть такие великодушные люди, который не проходят мимо безнадежных людей и готовы жертвовать ради них многим.

Таких красивых историй множество. Но почему эти истории не про нас?
Не обязательно для помощи искать подобных людей, нуждающиеся бывают очень разными. Важные качества христианина – внимание и небезразличие. Милосердие - это не дар, среди прочих даров, это задача каждого. Другой вопрос, что у всякого человека свое призвание, кому-то дано помогать безнадежным людям, кому-то иметь дело с интеллигенцией, а кто-то может проявить гостеприимство. Мы разные, поэтому и вариантов очень много. Милосердие – это не хобби, а образ жизни.

Милосердие предполагает известную жертву: это время, силы, финансы, иногда даже здоровье, а то и жизнь. Милосердие не может быть легким, не вызывающим особых усилий. Милосердие, как мы увидели, не всегда предполагает какие-то осязаемые результаты. Но Небо видит.

И еще! Не стоит забывать, что не только мы оказываем милосердие, но милосердие еще и оказывают нам. Мы всегда можем оказаться в положении нуждающихся. Здесь уместно будет вспомнить Золотое правило Библии: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфея 7:12). Здесь в дело вступает определенная прагматика, но не в ней все-таки суть. Ведь мы не собираемся считаться, кто сколько кому сделал хорошего.

Лично я не могу похвалиться большими заслугами в делах милосердия. Я хочу, чтобы Бог меня этому научил.

Оказывая милость, мы будем протаптывать тропинку в рай. И, что очень важно, по этой тропике смогут пройти многие. Тропинка имеет шанс превратиться в дорогу. Больше милосердия - больше качественных дорог в нашей духовной жизни.

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф
Теги: христианство, милосердие
Назад в статьи