1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Как проводить молитвенные собрания

Как проводить молитвенные собрания
18.11.2010

В основание к этой теме предлагаю текст из Библии: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мтф.18:19,20).


“МОЛИТВЕННЫЕ СОБРАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ САМЫМИ ЖЕЛАННЫМИ”

Если мы примем решение сделать наши молитвенные собрания более эффективными, мы встретим сопротивление даже среди молящихся, даже среди своих собратьев, потому что сатана прилагает очень много усилий: ему не нравится, когда люди молятся. Молиться не всем нравится. Мне приходится бывать во многих общинах. И некоторые служители, извиняясь, говорят, что “сегодня будет немного людей”. Спрашиваю: “Почему?” – “Потому что у нас сегодня молитвенное собрание”. То есть мне как бы объясняют ситуацию: будет немного людей, потому что это всего лишь молитвенное собрание. Мне же хочется говорить о Молитвенных собраниях с большой буквы. Мне хочется говорить о них как о собраниях, которые должны быть самыми желанными, самыми посещаемыми. Я верю, что Господу угодно, чтобы наши молитвенные собрания были эффективными, чтобы это было движение Божие, чтобы народ Божий потянулся в эти собрания.

Приведенный выше текст говорит о самом маленьком собрании – два человека. Хорошо, если это чистло увеличивается. Не сказано здесь: “Если трое или двое собраны во имя Мое”. Но сказано: “Если двое или трое…”. То есть число человек будет увеличиваться, если эти двое будут собираться во имя Божие, если они будут иметь свидетельства, что Отец Небесный среди них. Там будут трое, потом четверо и так далее. Конечно, численность людей на молитвенном собрании на нас влияет. Если церковь большая, а пришло мало людей, это говорит о печальном факте: о пренебрежении Божественным установлением о совместной молитве. И если из 100-300 членов церкви на молитвенное собрание пришло всего двое, это признак упадка и серьезной болезни этой церкви.

“Двое” у Матфея названы не для поощрения отсутствующих: дескать, достаточно и двоих, а остальные могут не приходить. Нет! Это сказано в ободрение тем, кто верен Божественному установлению и, собираясь во имя Бога, переживает огромные благословения.

Что делает наши молитвенные собрания эффективными?

Нет, не количество. А что же? А то, что наш Пастырь - среди нас. Он сказал: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”. И это для меня лично – огромное благословение. Иисус не сказал, что Он придет в те собрания, где двое или трое собраны во имя Его. Он сказал, что Он уже там, Он ждет людей, которые собираются на молитву. Пусть это послужит ободрением для многих братьев и сестер в маленьких группках отдаленных районов. Я понимаю, иногда это давит: “всего два человека”. Но среди вас Иисус! И это сделает ваше собрание живым, благословенным.


ПОЧЕМУ МОЛИТВЕННЫЕ СОБРАНИЯ МАЛОЛЮДНЫ?

Обращаюсь к тем, кто несет активное служение. Служитель должен дорожить молитвенным собранием – и это должны видеть люди. Следует брать на молитвенные собрания свою семью, своих близких, подчеркивая важность их присутствия на нем. Служитель и сам должен прилагать старания к посещению молитвенных собраний. Он не должен опаздывать на них. Ведь там находится наш Пастырь и Пастыреначальник Иисус. Там уже собрались двое или трое во имя Его. Заинтересованный служитель в молитвенное собрание приходит вовремя, ведет себя не скучно и не формально. Его сердечное участие, искреннее обращение к людям, несколько живых примеров с Божьей помощью сделают молитвенное собрание живым и эффективным.

Иногда параллельно с молитвенным собранием проводятся другие мероприятия. Как-то в одной церкви было молитвенное собрание, а после него, смотрю, молодежь появилась. Спрашиваю: “А где ж они были?” – “А они репетировали декламацию. Они же к служению готовятся”. Получается грустная ситуация. Господь сказал: “Я буду среди них”. А где же был Его слуга, когда Он был там?

Иногда не видно на молитвенных собраниях детей и молодежи – одни сестры-старицы. Не всегда видна активная часть наших общин. Где регенты? Где хористы? Где проповедники? Один пресвитер объяснил отсутствие рукоположенных служителей так: “У нас по графику вот эти братья, и они здесь”. Думаю, что это тоже делает наши собрания неэффективными. А люди все это замечают. И тогда любые воззвания типа: как это прекрасно, как это чудесно – бесполезны. Если я говорю, что это хорошо, а сам скучаю, зеваю и ищу причины не прийти, оправдываясь своей занятостью или тем, что “я не по графику”, то кто же мне поверит?

Пред лицом Господа я спрашивал себя: как я сам отношусь к молитвенным собраниям? Насколько моя душа рвется туда? Еду я туда по обязанности, потому что я пресвитер, или потому что я люблю молиться? И Бог говорил со мною. Мне действительно хочется быть там. Я хотел бы, чтобы Он поговорил с каждым из нас, братья и сестры! Любите ли вы молитвенные собрания, тянет ли вас туда? Выполняем ли мы Его Божественное установление или пренебрегаем встречами с Пастырем нашим Иисусом Христом? Он – там, а мы – где?

Далее. К молитвенным собраниям надо готовиться. Как-то Вильгельм Пальс сказал такую фразу: “Служитель церкви не должен приходить в поту, он должен приходить из молитвенной тишины”. И он уже должен знать, о чем молиться, чтобы владеть ситуацией.

По всему братству в начале года мы раздаем программу молитвенной недели, чтобы люди приходили приготовленными. Меня смущает, если на вечернем служении, когда мы объединяемся для молитвы, проповедник, пригласив на молитву, начинает знакомиться с соответствующим пунктом программы молитвенной недели. К чему он будет призывать людей? Он не готов. Его готовность заключается в том, что он уже много раз об этом молился, а теперь себя и всё собрание призывает помолиться об этом вместе. Его готовность заключается в том, что он сам внутри уже зажжен на эту молитву, тогда ему легко призывать на молитву и других людей.


КАК ЖЕ ПРОВОДИТЬ МОЛИТВЕННЫЕ СОБРАНИЯ?

Хотя это не искусство, которому мы можем научиться, все же есть советы, которые когда-то давали мне. И я хотел бы передать их вам.

Мы приходим на молитвенные собрания для того, чтобы помолиться Господу. Для этого необходим правильный настрой. Когда мы приходим на молитвенное собрание, мы видим разных людей: одни обременены заботами, другие, возможно, грехами, некоторые подавлены искушениями. Служитель должен обратиться ко всем с сердечным словом приветствия, сказать: “Братья и сестры! Иисус – посреди нас. Мы можем Ему всё сказать”. Это очень важно! Я не вижу хорошего настроя от собраний, где Слово сказали – помолились, спели; Слово сказали – помолились – спели; еще раз Слово сказали – помолились – спели и ... С миром Божьим!

На молитвенном собрании мы должны не просто уныло говорить: “Братья и сестры, давайте о Туркмении помолимся… Да-а-а, еще и о Кыргызстане нас просят помолиться”. Мы должны привести им живые примеры, сказать, что там люди гибнут. А для этого надо прежде самому поинтересоваться: позвонить в ту же Туркмению или Кыргызстан, поинтересоваться, сколько там верующих людей, кто в гонениях, кто в изгнании, кто в лишениях, есть ли проблемы с духовной литературой. Мы настроим пришедших молиться, если скажем обо всем, что узнали. Тогда люди захотят об этом молиться. Тогда люди даже запишут имена гонимых людей в свои блокноты. Они пойдут домой и будут об этом говорить.

При проведении молитвенного собрания следует быть осторожным с духом критики. Что я хочу сказать? Люди пришли на молитву. Смотрим – а их человек пятнадцать. И мы начинаем: “Братья и сестры! Да что же это такое?! В Писании ведь написано: “Не оставляйте собраний ваших!” Ну, что же вы делаете?” У людей шок: они-то пришли, а мы их критикуем. Их не критиковать, их поощрять надо. Например, можно сказать: “Не унывайте, братья и сестры! Посреди нас – Иисус. Живой Бог с нами! Он нас благословит – Он обещал это! Он сказал такие чудесные слова: “Будет им от Отца Моего Небесного!” Это Сам Иисус сказал! Потому не унывайте, что нас мало. Давайте лучше искренне и горячо молиться!”.

Мы должны разнообразить молитвенные собрания. Это, конечно, не значит: лишь бы что-то придумать новое. Мы должны молиться и просить: “Господи! Как нам правильно провести сегодня молитвенное собрание?”

Как-то у нас было богослужение в лагере “Еммануил”. Говорили о семейной молитвенной жизни на тему “Семейный алтарь”. После общего разговора мы предложили семьям: “Откройтесь друг перед другом, скажите, что легло вам на сердце и помолитесь вместе”. Было такое благословение и для меня лично, и мне многие потом свидетельствовали, что они друг у друга прощения просили, а потом Богу молились.

И еще. Не надо бояться разнообразить формы молитвенных служений. Не нужно думать: так у нас принято, мы привыкли к этому, так мы и должны это делать. Мы иногда всех приглашаем на молитву. Иногда, когда обсуждается программа молитвенной недели или какие-то другие программы, мы спрашиваем, кто бы хотел об этом вслух помолиться? И несколько людей поднимают руки. Мы говорим: “Хорошо, вы будете об этом молиться. У нас еще есть одна нужда. Есть еще одна благодарность. Мы в прошлый раз помолились, и Бог ответил на молитву. Кто хочет поблагодарить? Один! Два! Три! Слава Господу! Вы будете благодарить. Давайте встанем, присоединимся к молитвам этих людей и, когда они помолятся, скажем дружно: Аминь!” Мы должны это объяснять собранию. Мы должны говорить это людям.

Мне очень нравятся молитвы по группам, и в поместной церкви мы это практикуем. Многим людям это нравится, они говорят: “Мы хоть начали вслух молиться”. Иногда я просто предлагаю людям выйти в проходы между рядами: “Вам неудобно там, в группе? У нас широкие проходы, вы можете сюда пройти, пожалуйста. Если вы желаете семьями молиться, пусть выходит жена, она знает, где муж – давайте вместе молиться!” Иногда важно объединиться с конкретным человеком. Может быть, это дух обличил кого-то. И пусть будет движение в зале. Например, “Я виноват перед...” кем-то, а тут Вечеря Господня. Мы еще раз молимся. “И мне надо подойти к этому человеку”. Пожалуйста, подойди к нему и скажи: “Брат, сестра, я хотел с тобой помолиться, но хочу прежде попросить у тебя прощения. Прости меня! Я стою перед Вечерей”. И он скажет: “Прощаю”. И они вместе помолятся.

Библия говорит: “Духа не угашайте!” И мы должны давать простор Духу в наших молитвенных собраниях. Служитель, который проводит молитвенное собрание, должен быть исполнен Духа Святого, чтобы люди действительно пережили благословение этого молитвенного собрания.

Вести молитвенное служение, я думаю, очень нелегко. Это труднее, чем провести какое-то общее собрание, может, даже труднее, чем провести совещание или какую-то конференцию. Надо быть в особом контакте с Господом. Надо быть в особом послушании Духу Святому, чтобы не нарушить общение Отца Небесного, Его Сына Возлюбленного и Духа Святого с народом Божьим, чтобы исполнилось Слово: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них!” Мы должны просто верить в это.

Очень хорошо, когда на молитвенных собраниях для утверждения веры мы, служители, приводим свидетельства услышанных молитв. Было бы неплохо иногда давать возможность и людям свидетельствовать о себе, потому что Бог отвечает на молитву не только служителя.

У нас в зале много людей, которые молятся, и Бог отвечает на их молитвы. И, когда мы видим, что собрание идет как-то с трудом, тогда мы просто говорим: “Друзья! Кто на этой неделе молился, и Бог ответил? Вы можете засвидетельствовать?” И один-другой выходит и рассказывает, как Бог исцелил дочь, которая была при смерти. Кто-то сидит в зале с такой же ситуацией и думает: “А почему бы и мне не помолиться?”

Иногда мы замечаем, что что-то гасит дух молитвы. Что это? Да, длинная молитва. Думаю, вы согласитесь со мной. В январе по теме молитвенного календаря мы сделали особое ударение на молитву за закрытой дверью. Пожалуйста, объясните это людям. Они могут час молиться, если хотят, два часа, три ... Пожалуйста! Но в собрании другая ситуация. Сперджен скал: “Иногда это надо объяснять, даже жертвуя личными отношениями с человеком”. Всё служение не должно страдать из-за человека, который только один молится и всегда длинно. Наши молитвы, наши молитвенные собрания должны привлекать грешников, а не отталкивать. Поэтому важно и ответственно, если человек молится вслух. И мы должны учить этому церковь. Но когда люди неправильно используют длинную молитву, мы должны в личной встрече с ними об этом говорить, конечно, деликатно, с любовью.

Молитвы людей должны быть в духе всего собрания. Приведу очень отрицательный пример. Мы проводили евангелизационное служение. О нем много молились, к нему много готовились и попросили верующих людей, когда будет призыв к покаянию, не перебивать этот дух молитвы, а тихо молиться в рядах, чтобы дать людям возможность покаяться. Когда сделали призыв к покаянию, всё собрание замерло ... И тут начала молиться одна сестра: “Господи! У меня сегодня утром свинья опоросилась, поросята заболели. Сделай, чтобы поросята выздоровели!” Ну, знаете, дрожь по телу прошла! Как можно? Человек совершенно не ориентируется! Пожалуйста, молись об этом в своей комнате – об этом тоже можно молиться. Но на евангелизации ... Как видите, нам многому надо учить людей, объяснять, что молиться в духе проповеди – это значит: о чем говорит проповедник, о том и молиться.

Иногда в молитве мы сами используем заезженные фразы, избитые выражения или всуе произносится имя Господа. Наша молитва из-за этого становится формальной, казенной, в ней нет теплоты и сердечности. Можно говорить очень даже благочестивые фразы, но мы замечаем, что это просто повторение. В молитве нужно избегать обличений. Например, молится сестра: “Господи, эта сестра меня обидела. Вот Ты уж…” А та сестра здесь же, в собрании. Служителю нельзя путать молитву с проповедью, в чем теряются очень многие проповедники: когда молятся, то продолжают проповедовать. Это неправильно.

Как-то на молитвенном общении молился один брат. Во время его молитвы у многих было ощущение, что если они пошевелятся, то заденут Бога. Так близок был Господь! Люди благоговели. Они такое благословение испытывали от молитвы брата, находящегося рядом с ними! Это было назидание: Бог здесь! Люди наслаждались общением с Богом.

Иногда люди благодарят или каются за всех людей – это неправильно! Я неоднократно учил: “Зачем ты обо всех говоришь: “Господи, прости, дошло до нас? Оказывается, вот как надо, а мы неправильно делали!” Если ты делал неправильно, это не значит, что все так делали. Я так не делал. За меня не надо каяться, я сам буду за себя каяться. Ты за себя кайся”.

Мы должны учить, что, если человек отлученный или на замечании благословляет во имя Отца и Сына и Святого Духа и пресвитера, и регентов, и хористов, и проповедников, это неправильно. Он не имеет права молиться вслух! Когда он это делает, он гасит дух молитвы. Он может помолиться только молитвой покаяния.


“ЧТО ТЯНЕТ ЕЕ ТУДА?”

Иногда мы чувствуем себя одинокими, забытыми, уставшими, разбитыми, нам нужна поддержка. Наш Пастырь в молитвенном собрании. Мы должны быть там! И пусть там будут двое -трое, но мы пойдем туда, где наш Пастырь. Мы будем увеличивать число пришедших и своим правильным отношением к молитвенным собраниям мы сможем этот огонь перенести на всё служение, на всю церковь, на молодежь, на подростков, на пожилых людей.

Я закончу одним примером. У нас была сестра (она уже в вечности), ходила на двух костылях, немощная, больная. Как-то в беседе с крещаемыми мы спросили у одной женщины: “Расскажите, как Вы нашли Господа? Через проповедь или свидетельство?” И она назвала эту сестру. Мы спросили: “Она вам свидетельствовала?” – “Нет, я за ней наблюдала”. Дом женщины, которая хотела принять крещение, находился недалеко от дороги, по которой люди шли на богослужение. “В окно смотрю – люди идут, как на демонстрацию: с детьми, с колясками… Смотрю, старая женщина на костылях. Еле-еле идет. Думаю, ну, а этой-то что еще нужно? Сидела бы дома. Потом смотрю: дождь хлещет, а она идет! Снег валит, а она идет! Буран, людей мало, а она (извините, она так сказала) ползет. И я не выдержала. Решила: пойду и посмотрю, что ее тянет туда. И осталась”.

Это есть свидетельство.

Я хотел бы, чтобы мы молились о наших молитвенных собраниях, чтобы Бог укрепил нашу веру в то, что они станут живыми, эффективными, самыми посещаемыми. Да зажжет Бог этот огонь в нашем сердце, да научит выбирать нетленные ценности и через нас привлечет многих в эти собрания.

Автор: Пастор Франс Тиссен


Источник: Голос Истины

Теги: церковь, молитва
Назад в статьи