1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

«К вопросу о богословском смысле стола»

«К вопросу о богословском смысле стола»
14.02.2012

Взяв в руки практически любой учебник по богословию, с целью ознакомиться с вопросом Евхаристии/Причастия, можно заранее предугадать, что речь в них пойдет о таких темам, как:

  • присутствие Христа в хлебе и вине (все мы, наверное, помним знаменитой спор между Лютером и Цвингли),
  • формы проведения Евхаристии,
  • духовная польза для ее участников,
  • организатор данного таинства,
  • требования к тем, кто принимает чашу и хлеб,
  • необходимые святые дары (качество хлеба, возможность замены вина – виноградным соком).

Но хотелось бы затронуть еще один важный момент, который, как, ни странно, практически не освещается в подобной литературе. Это вопрос, касающийся культурно-богословской интерпретации самого «стола», вокруг которого были собраны ученики Христа во время их последней совместной трапезы (Мф. 26; Мк.14; Лк. 24).

Почему стол? Общеизвестно, что стол или другими словами совместная трапеза относится к базовым ритуалам каждой культуры. Русский культуролог Пигалев определяет застолье, как «символическое действие, сообщающее совершающим его людям мощный энергетический импульс, и инерция вызванного им состояния достаточно длительное время сохраняется за пределами ритуала». Исследования других специалистов можно суммировать так: «застолье является образным воплощением определенных ценностей». Вопрос, каких?

Одной из важных функций (или если хотите ценностей) совместной трапезы есть коммуникативная функция. С древних времен застольный ритуал представляет собой особую форму общения. За общим столом создается особая атмосфера, во время которой происходит не только процесс поглощения пищи, но и совершается обмен определенной информацией. Также, что не мало важно, с помощью застольных ритуалов, коллектив периодически обновляет и утверждает свое единство. Григорий Кнабе, современный российский историк, филолог и культуролог, в своей работе «Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима» (1993) описывая практику древнеримского застолья, отмечает, что «совместные трапезы включали и обязательный ритуальный элемент: но шли люди за общий стол прежде всего ради забвения общественных антагонизмов, в поисках человеческой солидарности и взаимной приязни, которые они ассоциировали с легендарным «золотым» прошлым общины, которые нужны были как воздух и которые они все реже находили в неуклонно отчуждающемся огромном государстве, в раздираемой обостряющимися противоречиями римской повседневности. Еда и питье, благочестивая благодарность богам за их покровительство и человеческая солидарность составляли или обязательно должны были составлять в их идеализирующем сознании единство, имя которому было «сепа» — совместная трапеза членов фамилии, общины, коллегии, кружка». Это говорит о том, что коллективная трапеза того времени, являлась одним из важнейших факторов социального сплочения и наверное его самым основным символом. Во время совместной трапезы укрепляются не только связь между членами группы, но и зарождаются связь между незнакомцами или восстанавливается (пусть и на определенное время) между бывшими противниками.

Именно на этом элементе «социального сплочения», как смысле совместной трапезы я бы и хотел остановиться. Я считаю, что во время Евхаристии, когда мы собираемся вместе вокруг стола, стол становится для нас этаким символом единства, равенства и участия всех без исключения. Прежде всего, это проявляется через то, что каждый из участвующих (в идеале) приносит с собой что-то съестное. Из опыта общины, частью которой являюсь я, скажу, что чаще всего собранные за столом не знают о том, кто принес дорогой торт, а кто принес дешевое печенье. Собранные вокруг стола – мы становимся равными в том, что все вместе едим, как дорогой торт, так и дешевое печенье. Мы находим эту идею в одиннадцатой главе Первого послания к Коринфянам. Одной из своих задач, которые апостол Павел ставит перед собой, это - исправление неправильного понимания Евхаристии в одной из ранних церквей. Как видно из текста основной проблемой верующих в Коринфе было деление на группы (бедные и богатые), одни объедались, а другие так и оставались голодными. Павел суммирует это так: «Вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11: 20-21).

На мой взгляд, самой основной идеей автора в данной ситуации было следующее замечание: «не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:29), которое и является основополагающим смыслом Евхаристии. В вопросе о том, что стоит понимать под словами «тело Господне», комментаторы расходятся. С одной стороны считается, что размышлять во время Вечери необходимо именно о теле Христа, которое Он имел, будучи человеком. Именно, обладая телом, Он был одним из нас и поэтому жил, учил, страдал, умер и даже воскрес на третий день. Отсюда и считается, что размышлять во время Вечери необходимо именно об этом – физическом теле, вспоминая все, что связано с Его земной жизнью.

Другая позиция, которой проистекает непосредственно из контекста рассматриваемой нами главы, гласит о том, что под «телом Господним» стоит понимать не что иное, как общину верующих. В данном случае слово Тело это один из новозаветных прообразов Церкви. Например, далее в послании к Коринфянам, Павел как бы подтверждает это словами: «И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1 Кор. 12:27). О каком «теле» здесь говорится? Конечно, о Церкви, «которая есть Тело Его (Христа)» (Еф. 1:23). Именно против этого Тела «грешили» богачи коринфянской церкви, когда «поспешали прежде [других] есть свою пищу».

На память приходят слова ярчайшего представитель Антиохийской школы Феодоирита Кирского (386 (393?) — 457). В своем толковании на первое послание апостола Павла к Коринфянам 11:20, он говорит о том, что Вечеря Господня была предназначена для того, чтобы в этой совместной трапезе участвовали все: «и живущие в бедности, и хвалящиеся богатством, и слуги, и господа, и начальники, и подначальные. Поэтому необходимо было, говорит апостол, чтобы и общие трапезы были общими и уподоблялись вечери Владыки, которая предлагается всем одинаково» (Толкования на послания апостола Павла). Его слова подтверждает архиепископ Константинопольский Иоанна Златоуст (347 — 407) толкуя слова Апостола Павла: «разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегает церковь Божию и унижаете неимущих?» (1 Кор. 11:23), следующим образом: «Вечеря Господня должна быть общей. Ибо то, что принадлежит господину, не принадлежит тому или другому рабу, но есть общее для всех» (Гомилия 27 на 1-е послание к Коринфянам).

Итак, не будем уподобляться некоторым верующим коринфянской церкви, не уловивших идею нашего равенства перед Богом, прообразом которого как раз и выступает стол, открывающий свободный путь для причастия ко Христу и к друг другу каждого участвующего в Евхаристической трапезе. Не забудем, что вокруг этого стола собрано Тело Христа, где те его члены, «которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1 Кор.12:22) и где «все члены одинаково заботятся друг о друге» (1 Кор. 11:25). Собираясь вокруг стола, стоит не только воспоминать о ломимом теле Христа и Его пролитой крови, но и о том, кто стоит рядом с тобой. Почитать стоящего рядом не только равным себе, но даже высшим себя (Фил.2:3), угождать не себе, а ближнему, «во благо, к назиданию» (Рим.15:2) – вот, что значит размышлять о «Теле Господнем». Давайте помнить, что Евхаристия – это не просто глоток вина и ломтик хлеба, это еще и совместная трапеза, так как именно во время совместного приема пищи, проявляется забота друг о друге, практикуется равенство участвующих и осуществляется размышление о Теле, частичка которого стоит рядом с тобой.

Анатолий Денисенко

Источник: www.simplechurch.com.ua


Теги: Библия, толкование, статьи, богословие
Назад в статьи