1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

И тогда наступит конец. Еще раз об эсхатологии

И тогда наступит конец. Еще раз об эсхатологии
07.08.2012 Свой путь от пре-трибуляциониста и пост-милленниалиста к претеристу я проделал не сразу (а теперь попытайтесь прочитать то, что я написал вслух несколько раз и правильно... :-). Однако чем больше ты изучаешь Писания систематически, чем больше ты позволяешь задавать себе и тексту критические вопросы, тем больше ком напряжений и несоответствий начинает беспокоить консервативный и догматический ум. И это нормально. Мы учимся, растем и развиваемся.

Многие христиане, между тем, с нетерпением ждут апокалиптической развязки. И тому есть причины. Ведь буквальное понимание и прочтение апокалипсиса воспитывает в каждом читателе-христианине дух джедая, который готов ринуться в бой с темной стороной Вселенной. Однако все намного проще. Хотя я ничего не имею против старого и доброго прочтения книги Откровения, все же позволю себе несколько ремарок. Но не касательно произведения старца Иоанна, а того, что мы обычно находим в Евангелиях. Об Апокалипсисе proper как-нить в другой раз. Здесь скажем несколько слов о так называемых "малых апокалипсисах" евангелистов.  Все мы хорошо читали Марка 13. Не буду комментировать всю главу, т.к. на это уйдет слишком много времени, но кратко замечу несколько моментов, на которые должен обращать свое внимание начинающий исследователь.

Иисус не рассказывает в Мк. 13 (и в других синоптических Евангелиях) своим ученикам о "втором пришествии". Но говорит им о разрушении Иерусалимского храма. Для этого достаточно прочитать Марка 13:1-2. "И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из уче­ников Его: Учитель! по­смотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет раз­рушено, так что не останет­ся здесь камня на камне". Другими словами, это и есть контекст всей перикопы. Ни о каком втором пришествии там не может идти речи. Но как быть тогда с некоторыми изречениями, которые до боли знакомы и связаны именно с "пришествием номер два"? Об этом кратко и по-порядку:
  1. Войны, военные слухи, преследования, лжехристы - обычный профетический язык и пафос. Так, они сгущают краски и как бы говорят: Будет тако-о-о-ое...! Прежде чем праведники будут царствовать и сиять как солцне (Мф. 13:43) - сначала будет смута, хаос и преследования (Зах. 9:16). А потом все будет ХАРАШО! ))
  2. Проповедь Евангелия всем народам - преувеличение. Почему? Об этом ниже.
  3. Сын Человеческий – указание на пророка Даниила, где Сын Человеческий поднимается к Ветхому Днями, а не спускается на землю! (Об этом много писал Том Райт). Эта торжественная процессия Мессии на встречу к Яхве, некой таинственной личности - предвкушение награды и инагурации за страдания. А мщение за страдание - руины храма.
  4. Мерзость запустения (см. Дан. 9:27; 11:31) - разрушение Иерусалима (указание на оправдание Сына Божьего и на наказание Израиля). См. ниже.
  5. Взять одного в поле, а другого оставить (Мф. 24:17,18) – практика римлян/завоевателей, которые во время своих военных компаний брали гражданских для переноса военного снаряжения и стенобитных орудий. Никакого "восхищения" вверх. На небо эти стихи не указывают! )))
  6. Возвещение Евангелия – указание на провозглашение воцарения Иисуса, когда Он принял власть и силу от Бога, т.е. Ветхого Днями. Евангелие - не только содержание 4ех духовных законов, но и политический манифест о воцарении и инагурации императора.
  7. Звезды померкнут и другие светила "накроются" - также (см. пукт 1 - обычный профетизм). Здесь верующему очень трудно объяснить силу и пафос преувеличения. В некоторых случаях для них это груз неподъемный. Вряд ли некоторые поймут. Но если очень попытаться - прочитайте Деян. 2:19,20. А теперь внимательно стих 16. Так вот, Петр уверен, что говорение на разных языках - это исполнение пророчества Иоиля. И, как заметно, никакого буквального падения звезд, кровопролития с луны заметно не было.

Итак, откуда такая уверенность, что Иисус не говорит о последних днях и, собственно, о Втором Пришествии? Ну, хотя бы потому, что сам Иисус был уверен, что все описанные им события сбудутся при жизни его слушателей (стих 30): "Истин­но говорю вам: не пре­йдет род сей, как всё это будет". Многие исследователи по-разному пытаются "решить" эту проблему, списывая на то, что Иисус де говорил о поколении всех грешных людей. То есть, о дырке от бублика. Как ни крути, но такая интерпретация не решает проблему, а создает ее на ровном месте.  И начало главы и стих 30 являются границами главного сюжета. Но какого? Разрушения Храма. И все.

Но постойте, кто-то пожелает процитировать, скажем, другое параллельное место из синоптического Евангелия Матфея: Мф 24:14  «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной (evn o[lh| th/| oivkoume,nh|), во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Однако...

Эта идея также встречается в Кол 1:6, 23 – Евангелие, на взгляд Павла, уже было проповедано в римской империи! Поэтому слова Христа уже сбылись в поколении самого Иисуса и стоящих вокруг него учеников.

В Рим. 1:5,6 Павел пишет: "через Которого мы по­лучили бла­го­дать и апостоль­ство, чтобы во имя Его по­корять вере все народы, между которыми находитесь и вы, при­зван­ные Иисусом Христом", и далее (см. ниже) Павел заверяет, что вера римлян возвещается во всем мире. Т.е. народы во всем мире (а римляне часть этих народов) уже знают Евангелие(!). А если принять к сведению весьма слабое представление античного еврея Средиземноморья о географии помноженное на его веру в скорейшее пришествие Иисуса - никаких вопросов в принципе не должно оставаться. Даже Камерон Таунсенд - основатель Миссии переводчиков Библии не знал и не имел при своей жизни ни малейшего понятия сколько языков и народов существует в мире. Он думал, что проект перевода Библии на все языки мира (см. его биографию) закончится при его жизни(!). Тогда как сегодня Миссия Уиклиф считает, что на это уйдет еще пара десятков лет... Что ж тогда можно сказать о Павле и апостолах?
  • Большая проблема заключается и в том, что слово «вселенная»/»ойкумене» не означает весь земной мир т.е. «kosmos» как мы его понимаем сегодня. Оно означает просто известную землю, которая была заселена жителями (римлянами), утверждая вообще цивилизацию (в отличие от варваров).

С другой стороны, Павел все же использует преувеличения, используя все то же слово «мир/космос»:

  • Кол. 1:6  «которое пребывает у вас, как и во всем мире (evn panti. tw/| ko,smw|), и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине».
  • Кол. 1:23 «если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной (evn pa,sh| kti,sei th/| u`po. to.n ouvrano,n), которого я, Павел, сделался служителем».
  • Рим. 1:8 "Прежде всего бла­го­дарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша воз­вещает­ся во всем мире (ἐν ὅλῳ τῷ κόσμῳ)".

Конечно, это гипербола. Но он все же был уверен (т.е. брал на веру), что в его время проповедь Евангелия была проповедована всем народам римской империи! Если Вы вникните в мир гипербол этого еврейского проповедника, многие другие апокалиптические места в священном Писании Вы также не будете воспринимать столь серьезно и догматически.

Далее. Что означает это странное место в Мк. 13:14 "Когда же увидите мерзость запусте­ния, речен­ную про­роком Даниилом, стоящую, где не должно, – чита­ю­щий да ра­зу­меет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы". Дело в том, что Марк скорее всего не знал сам, что это означает. Поэтому большинство библеистов датирует это Евангелие до 70го года. Именно в этом году был разрушен Иерусалим. Прекращение жертв для иудея - это и была мерзость запустения. Почему мы в этом так уверены? Все очень просто. Лука об этом прекрасно осведомлен, т.к. он пишет прямо в ретроспективе: "Когда же увидите Иерусалим, окружен­ный войсками, тогда знайте, что при­близилось запусте­ние его". Другими словами, Марк скорее всего передает слова "исторического" Иисуса (см. Мф. 24:15), говоря кратко: "Мерзость запустения". А Лука, который писал свое Евангелие после известных событий, передает идею с достоверностью, ведь он уже знает, что храм разрушен: "Когда же увидите Иерусалим, окружен­ный войсками..."

Другими словами, разрушение Иерусалимского Храма означало Божественное возмездие и оправдание Божьего Сына (Н.Т. Райт). О втором пришествии, о некой "эсхатологической карте" Иисус тут не говорит.

Виктор Шлёнкин

Источник: Блог Виктора Шлёнкина

Теги: Библия, толкование
Назад в статьи