Родиться снова, родиться свыше
09.08.2012
Речь между Иисусом и Никодимом самая загадочная и странная для многих читателей Нового Завета. Некоторые протестанты, например, считают, что Иисус Иоанна говорит о двух крещениях: водном и духовном (языки, пророчества и пр). Но я думаю, что проповедники цитируют этот разговор в отрыве от контекста. Т.е. допускают явные анахронизмы. Читать отрывок здесь необходимо не с начала третьей главы, а с конца второй. И тогда все становится на место. Итак, что означают слова Христа о "рождении свыше"?
Иоанн 2:23-25
"И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке".
Потом начало третьей главы, когда ночью приходит Иоанн (3:1-10):
"Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа (ἐὰν μή τις γεννηθῇ ἐξ ὕδατος καὶ πνεύματος), не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (γεννηθῆναι ἄνωθεν). Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?"
Так вот. Никодим видел днем Иисуса в Иерусалиме на празднике Пасхи. Ночью он тайно приходит к нему и восторженно с придыханием свидетельствует, что, мол, Ты, Иисус - Учитель от Бога. Собственно, Великий Человек, а может даже и Мессия (греч. Христос), т.е. по-рус., Помазанник ("Царь") Израиля (евреи также верили, что одна из черт Мессии - это учительство). Как и все иудеи Никодим себе положил: Он творит чудеса, т.е. Он - велик. Раз так, заключает Никодим, то Он, Иисус - от Бога. (Далее, внимательно смотрите подчеркнутые слова в цитате у Иоанна).
Однако Иисус никак не поддерживает это откровенное открытие Никодима и сворачивает разговор на "духовную тематику": кто родится снова (γεννηθῇ ἄνωθεν - я думаю, что перевод "свыше" - не верен, так как Никодим понимает слова Иисуса о рождении именно буквально), или, скажем, от духа и воды - только тот войдет в Царство Мессии. Однако Никодим этого не понимает!!! И это очень странно, что подчеркивает и Иисус: "ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?" Другими словами, предполагается, что Никодим это должен знать! Иисус не вносит в разговор новые идеи о церковном крещении или говорении на языках (хотя, конечно, автор бы мог это сделать, но не тут), т.к. для этого контексте это был бы сущий анахронизм.
Ведь Иисус по сути цитирует пророков, где вода и дух в связке играют метафорическую и символическую роль: Иез. 36:25-27. "И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять".
Или, например, Исайя (44:2-4): "Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод".
Другими словами, для еврея периода второго Храма "вода и дух" - были метафорами внутреннего очищения, возрождения или, если изволите, перерождения. По сути, Иоанн в своем Евангелии НИ РАЗУ не употребляет слово "ПОКАЯНИЕ", которое так характеризует синоптические Евангелия Матфея, Марка и Луки. Но он часто прибегает именно к символам и метафорам: "прозреть, родиться снова, родиться от воды и духа, стать источником воды живой, напиться живой воды" и др. Человеку недостаточно просто религиозности, он должен как бы пробудиться, пережить кризис, понять, что Он без Бога просто никуда... Как люди "рождаются снова"? Кто-то может "очухаться" по-новому от музыки Моцарта или Битлз, от природы, от возлюбленной, от нового откровения или увлечения. Человек может приехать "иным" после приключения, посетив поле битвы или хоспис страданий. Он может стать иным, когда он покидает "зону комфорта".
Другими словами, Иисус косвенно цитирует Никодиму "Больших пророков", а смущенный Никодим - по замыслу Иоанна - никак не может понять, о чем Иисус же рассуждает.
Какой же здесь вывод?
Позиция Никодима: "Мы, я и народ Израиля, увидели Твои чудеса и признаем тебя человеком от Бога".
Позиция Иисуса: "И что с этого? Вы ведь по-прежнему во грехах, по прежнему привязаны к своим националистическим стереотипам и гордыне: закону, храму (и обрезанию) в понимании того, кто есть Мессия и что значит быть избранным народом". Быть частью избранного народа, видеть величие Бога в религиозных традициях и даже в Писании - не самое главное. Иисус знает, что в человеке, поэтому в то время Он и не вверял себя людям. Он знал, что эти мужчины и женщины (это замысел Иоанна, который в своем "сценарии" Евангелия часто противопоставляет Иисусу и Его ученикам толпу) ликуют о чудесах, но в целом, оставаясь жалкими грешниками, которые все еще цепляются за преходящие, неуловимые тени закона.
Примерно подобное говорит Иаков, брат Господень, в своем послании: "Вы веруете, что Бог един? Хорошо делаете. И бесы веруют и трепещут!" (Иак. 2:19).
Виктор Шлёнкин
Источник: Блог Виктора Шлёнкина
Назад в статьи
Иоанн 2:23-25
"И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке".
Потом начало третьей главы, когда ночью приходит Иоанн (3:1-10):
"Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа (ἐὰν μή τις γεννηθῇ ἐξ ὕδατος καὶ πνεύματος), не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (γεννηθῆναι ἄνωθεν). Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?"
Так вот. Никодим видел днем Иисуса в Иерусалиме на празднике Пасхи. Ночью он тайно приходит к нему и восторженно с придыханием свидетельствует, что, мол, Ты, Иисус - Учитель от Бога. Собственно, Великий Человек, а может даже и Мессия (греч. Христос), т.е. по-рус., Помазанник ("Царь") Израиля (евреи также верили, что одна из черт Мессии - это учительство). Как и все иудеи Никодим себе положил: Он творит чудеса, т.е. Он - велик. Раз так, заключает Никодим, то Он, Иисус - от Бога. (Далее, внимательно смотрите подчеркнутые слова в цитате у Иоанна).
Однако Иисус никак не поддерживает это откровенное открытие Никодима и сворачивает разговор на "духовную тематику": кто родится снова (γεννηθῇ ἄνωθεν - я думаю, что перевод "свыше" - не верен, так как Никодим понимает слова Иисуса о рождении именно буквально), или, скажем, от духа и воды - только тот войдет в Царство Мессии. Однако Никодим этого не понимает!!! И это очень странно, что подчеркивает и Иисус: "ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?" Другими словами, предполагается, что Никодим это должен знать! Иисус не вносит в разговор новые идеи о церковном крещении или говорении на языках (хотя, конечно, автор бы мог это сделать, но не тут), т.к. для этого контексте это был бы сущий анахронизм.
Ведь Иисус по сути цитирует пророков, где вода и дух в связке играют метафорическую и символическую роль: Иез. 36:25-27. "И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять".
Или, например, Исайя (44:2-4): "Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод".
Другими словами, для еврея периода второго Храма "вода и дух" - были метафорами внутреннего очищения, возрождения или, если изволите, перерождения. По сути, Иоанн в своем Евангелии НИ РАЗУ не употребляет слово "ПОКАЯНИЕ", которое так характеризует синоптические Евангелия Матфея, Марка и Луки. Но он часто прибегает именно к символам и метафорам: "прозреть, родиться снова, родиться от воды и духа, стать источником воды живой, напиться живой воды" и др. Человеку недостаточно просто религиозности, он должен как бы пробудиться, пережить кризис, понять, что Он без Бога просто никуда... Как люди "рождаются снова"? Кто-то может "очухаться" по-новому от музыки Моцарта или Битлз, от природы, от возлюбленной, от нового откровения или увлечения. Человек может приехать "иным" после приключения, посетив поле битвы или хоспис страданий. Он может стать иным, когда он покидает "зону комфорта".
Другими словами, Иисус косвенно цитирует Никодиму "Больших пророков", а смущенный Никодим - по замыслу Иоанна - никак не может понять, о чем Иисус же рассуждает.
Какой же здесь вывод?
Позиция Никодима: "Мы, я и народ Израиля, увидели Твои чудеса и признаем тебя человеком от Бога".
Позиция Иисуса: "И что с этого? Вы ведь по-прежнему во грехах, по прежнему привязаны к своим националистическим стереотипам и гордыне: закону, храму (и обрезанию) в понимании того, кто есть Мессия и что значит быть избранным народом". Быть частью избранного народа, видеть величие Бога в религиозных традициях и даже в Писании - не самое главное. Иисус знает, что в человеке, поэтому в то время Он и не вверял себя людям. Он знал, что эти мужчины и женщины (это замысел Иоанна, который в своем "сценарии" Евангелия часто противопоставляет Иисусу и Его ученикам толпу) ликуют о чудесах, но в целом, оставаясь жалкими грешниками, которые все еще цепляются за преходящие, неуловимые тени закона.
Примерно подобное говорит Иаков, брат Господень, в своем послании: "Вы веруете, что Бог един? Хорошо делаете. И бесы веруют и трепещут!" (Иак. 2:19).
Виктор Шлёнкин
Источник: Блог Виктора Шлёнкина