1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Бог справедлив! Справедлива ли Церковь?

Бог справедлив! Справедлива ли Церковь?
06.09.2012 Краткое введение в социальное служение церкви.

В последние пять лет внимание евангельских церквей СНГ все больше останавливается на таком феномене как социальное служение или социальное участие. Об этом говорится на больших международных саммитах, на межцерковных ассамблеях, съездах и конференциях. Церкви рассуждают на тему допустимости их участия в нуждах общества, зачастую рассматривая вопрос в плоскости: «церковь не должна брать на себя те ответственности, которые лежат на государстве».

С одной стороны поднимается волна верующих активистов, желающих изменить не только духовную составляющую погибающих людей, а с другой – стена церковных функционеров, об которую эти волны разбиваются. Чем активней звучат призывы с одной стороны выступать на стороне групп риска, жертв торговли людьми, детей улицы, тем тверже ответ: «наше дело души спасать».

Интересен феномен последних нескольких лет, когда такие организации как Международная организация по миграции (IOM), Фонд ООН в области народонаселения (UNFPA), Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), Агентство США по международному развитию (USAID) и многие другие международные организации сами обращаются к церквям с просьбой о помощи, признавая, что именно церковь сквозь перспективу духовности может дать ответ на такие проблемы как торговля людьми, вызовы ВИЧ/СПИДа, подростковой беременности, коррупции… Такие обращения зафиксированы в Белоруссии, Украине, Молдове и во многих других странах. Казалось бы – что еще нужно? К церкви за помощью обращаются те, у кого сконцентрированы мощнейшие финансовые ресурсы, за чьей спиной стоят легионы добровольцев, и тем не менее, они ощущают недостаток – они понимают: «без духовного аспекта ответ будет неполон». Во многих случаях эти агентства даже готовы финансировать церковные проекты.

В ответ на эти просьбы звучат вопросы: «а является ли это частью миссии церкви? Должны ли верующие этим заниматься? В какой мере и так ограниченные человеческие церковные ресурсы должны идти на столь слишком уж широкие социальные проблемы?».

Видится неправильным на такие серьезные вопросы отвечать лишь лозунгами, вроде следующих: «а разве церкви не включились в свое время в освобождение от рабства чернокожих в Гражданской войне США? А разве Мартин Лютер Кинг не был баптистским пастором, и при этом отстаивал права тех, на кого государство и общество ставило клеймо? А разве не церкви первыми открыли приюты для сирот и вдов?».

При этом можно добавить и несколько громких высказываний с той же интонацией, но с противоположным знаком: «А что ж это была за церковь, которая молилась за Гитлера и всячески его поддерживала? А как церковь могла быть частью режима апартеида в ЮАР?».
Оставим лозунги для демонстраций и попробуем найти более веские причины вовлеченности христиан в эти новые сферы.

Во-первых, с самого начала формирования Божьего народа Господь весьма однозначно обозначил свое отношение к угнетенным: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх.22:21); «и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Вт.14:29); а также множество других отрывков Ветхого Завета показывают, что в Божьих заповедях социальной справедливости уделяется огромное значение. И уже намного позже у пророков мы находим жесткие обличения за нарушение этой самой социальной справедливости: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:5); «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, [взыскиваемое] с обвиненных, пьют в доме богов своих» (Ам.2:6-8). Поклонение иным богам, прелюбодеяния и ущемление прав беззащитных стоят в одном ряду. Сердце Бога переполнено чувством сострадания к бесправным, и гневом – к угнетателям. Сегодняшние жертвы торговли людьми, социальные сироты и БОМЖи не отличаются от тех, кого продавали и перепродавали и две, и четыре тысячи лет назад. За них некому вступиться, их некому защитить, вокруг них – одни враги. Беззащитность, безнадежность, постоянный прессинг, унижения, боль – это то, с чем они живут каждый день, не зная, что принесет им день следующий.

Во-вторых, Иисус подтвердил, что Он пришел продолжить миссию Отца в этом отношении: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук.4:18-19). Традиционно многие церкви обращают внимание лишь на последнюю фразу – проповедовать лето Господнее благоприятное, а всем вышеприведенным оборотам придается исключительно духовный смысл. Но даже относительно последней фразы многие толкователи сходятся во мнении, сравнивая этот текст и Исаией, что речь идет о том пятидесятом годе, в который все долги должны быть прощены, все рабы отпущены на свободу, все, взятое в залог или за долги – возвращено хозяевам или их наследникам. Первой задачей Христа было принести людям спасение, но спасение в еврейском понимании этого слова касалось всего – души, духа, тела, общества, земли, природы, всей Вселенной. Божий ШАЛОМ – это полная гармония с Богом с самим собой, с окружением. Это состояние, при котором угнетение, унижение, ненависть, несправедливость не могут присутствовать по определению. Божье присутствие прикасается ко всему, что искажено грехом, ко всему, что поражено и нуждается в исправлении и исцелении.

В-третьих, Церковь – Тело Христа, посланная Сыном в этот мир по той же модели и с той же задачей, с которой Сына послал Отец (Ин.20:21). Церковь не может сидеть и наслаждаться песнопениями, оказывать друг другу поддержку, назидаться проповедями и считать, что ее предназначение выполнено, если рядом с ней, среди нее, далеко от нее находятся те, кто подавлен, истощен, продан, куплен, изнасилован и выброшен доживать свой век, мучаясь страшными снами, ожидая, что найдут лекарство от СПИДа или зализывая свои раны ночью под подушкой.

Решил ли Иисус все социальные проблемы Своего общества? Нет! Достиг ли Израиль полной гармонии при Его земной жизни? Нет! Обращался ли Он к проблемам людей, снисходил ли к их нуждам? Отвечал ли на их крики о помощи? Протягивал ли Свою руку тем, от кого все отвернулись? Да! Может ли Церковь решить все социальные проблемы своего общества? Нет! Может ли Церковь молчать по этому поводу, считая, что ООН все сделает и без ее участия? НЕТ! Церковь, знающая Бога, ищущая Бога, стяжающая Бога, подражающая Богу, любящая Бога будет иметь те же чувства, что и БОГ, будет переживать то, что переживает БОГ, видящий несправедливость и угнетение, будет находиться среди тех, среди кого находился Иисус.

Владимир Убейволк

Источник: Блог Владимира Убейволка
Теги: церковь, Бог, служение, общество
Назад в статьи