Homo legens. Человек читающий.
20.12.2012
Те, кто прошел еще советскую армейку, наверняка помнят главное правило идеологической рекламы, озвучиваемое незабываемыми замполитами: «Лозунги должны быть короткие и написанные большими буквами, иначе их никто не читает». Прозорливости советских замполитов позавидуют современные маркетологи и PR-специалисты.
Мы живем в мире скорости…
Лозунги действительно «должны быть короткими и написаны большими буквами», а иначе как успеть прочитать рекламу, сидя за рулем своего автомобиля?
Окружающий мир, казалось бы ради нашего блага, предлагает сэкономить нам время… Мы принимаем правила «экономии времени», а в результате перестаем думать, чувствовать, строить отношения…
Длинный текст объявления или, скажем, затянувшийся монолог говорящей головы из очередного ток-шоу нас уже раздражает. Выводят из себя и с завидным постоянством появляющиеся «бесплатные» газеты в наших почтовых ящиках. И так читать нечего, а здесь еще эти вот «печатные издания»…
О чтении сегодня говорить как-то даже и неловко… Не думаем, не читаем, не строим отношения…
Вроде бы и литература не исчезает, «она становится самодостаточной системой с установкой на элитарность, духовным продуктом для немногих» (Александр Боронь).
Хотя, на первый взгляд, нас приучают смотреть, слушать, читать… Однако, всё в сокращенном варианте. Якобы для нашего удобства и с целью экономии нашего времени… Смс сообщения, реклама, горячие новости, «английский за три недели», «философский шедевр за 90-минут»…
И даже в религиозной сфере появилось такое понятие (я прочел его у одного из наших нижегородских религиоведов), как «рынок религиозных услуг». Если прислушаться к шуму на «рынке религиозных услуг», то наверняка можно услышать знакомые фразы: «изготовим в кратчайшие сроки…», «только у нас…»,«постоянным покупателям скидка…», «наш продукт решит все ваши проблемы…», «только с 1-31 августа в Нижнем Новгороде…», «выполним качественно и в срок, гарантия…».
И вот уже мы начинаем верить в Бога по слухам, а следование церковной традиции заменяем следованием чьим-то узаконенным привычкам… И при этом не думаем, не читаем, не строим отношения…
В нашем мире, по верному замечанию французского философа Жан-Франсуа Лиотара, господствует «максимум комфорта при минимуме размышления». Не думаем, не читаем, не строим отношения…
Не думаем о Боге, не читаем о Нём, не пытаемся строить с Ним отношения… А разве с человеком не то же самое? Не думаем, не читаем, не пытаемся строить отношения...
Вероятно поэтому феномен fast food (а) так популярен как на рынке товаров и услуг, так и на «рынке религиозных услуг»… «Вот бы быстро за меня кто-то всё сделал, чтобы самому на это время не тратить». А спрос рождает предложение. Вот интеллектуальный и религиозный fast food и процветает, в том числе, и у нас в Нижнем Новгороде.
Так уже было однажды «ели, пили, женились, выходили замуж… и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого» (Евангелие от Матфея 24,38-39).
Может все-таки с завтрашнего дня попытаться начать жить своей головой – думая, читая и строя отношения?
Строя осмысленные, долгосрочные отношения с человеком и еще с Тем, от Кого зависит наша жизнь здесь и участь после смерти там…
Игорь Малин
Источник: Блог Игоря Малина
Назад в статьи
Те, кто прошел еще советскую армейку, наверняка помнят главное правило идеологической рекламы, озвучиваемое незабываемыми замполитами: «Лозунги должны быть короткие и написанные большими буквами, иначе их никто не читает». Прозорливости советских замполитов позавидуют современные маркетологи и PR-специалисты.
Мы живем в мире скорости…
Лозунги действительно «должны быть короткими и написаны большими буквами», а иначе как успеть прочитать рекламу, сидя за рулем своего автомобиля?
Окружающий мир, казалось бы ради нашего блага, предлагает сэкономить нам время… Мы принимаем правила «экономии времени», а в результате перестаем думать, чувствовать, строить отношения…
Длинный текст объявления или, скажем, затянувшийся монолог говорящей головы из очередного ток-шоу нас уже раздражает. Выводят из себя и с завидным постоянством появляющиеся «бесплатные» газеты в наших почтовых ящиках. И так читать нечего, а здесь еще эти вот «печатные издания»…
О чтении сегодня говорить как-то даже и неловко… Не думаем, не читаем, не строим отношения…
Вроде бы и литература не исчезает, «она становится самодостаточной системой с установкой на элитарность, духовным продуктом для немногих» (Александр Боронь).
Хотя, на первый взгляд, нас приучают смотреть, слушать, читать… Однако, всё в сокращенном варианте. Якобы для нашего удобства и с целью экономии нашего времени… Смс сообщения, реклама, горячие новости, «английский за три недели», «философский шедевр за 90-минут»…
И даже в религиозной сфере появилось такое понятие (я прочел его у одного из наших нижегородских религиоведов), как «рынок религиозных услуг». Если прислушаться к шуму на «рынке религиозных услуг», то наверняка можно услышать знакомые фразы: «изготовим в кратчайшие сроки…», «только у нас…»,«постоянным покупателям скидка…», «наш продукт решит все ваши проблемы…», «только с 1-31 августа в Нижнем Новгороде…», «выполним качественно и в срок, гарантия…».
И вот уже мы начинаем верить в Бога по слухам, а следование церковной традиции заменяем следованием чьим-то узаконенным привычкам… И при этом не думаем, не читаем, не строим отношения…
В нашем мире, по верному замечанию французского философа Жан-Франсуа Лиотара, господствует «максимум комфорта при минимуме размышления». Не думаем, не читаем, не строим отношения…
Не думаем о Боге, не читаем о Нём, не пытаемся строить с Ним отношения… А разве с человеком не то же самое? Не думаем, не читаем, не пытаемся строить отношения...
Вероятно поэтому феномен fast food (а) так популярен как на рынке товаров и услуг, так и на «рынке религиозных услуг»… «Вот бы быстро за меня кто-то всё сделал, чтобы самому на это время не тратить». А спрос рождает предложение. Вот интеллектуальный и религиозный fast food и процветает, в том числе, и у нас в Нижнем Новгороде.
Так уже было однажды «ели, пили, женились, выходили замуж… и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого» (Евангелие от Матфея 24,38-39).
Может все-таки с завтрашнего дня попытаться начать жить своей головой – думая, читая и строя отношения?
Строя осмысленные, долгосрочные отношения с человеком и еще с Тем, от Кого зависит наша жизнь здесь и участь после смерти там…
Игорь Малин
Источник: Блог Игоря Малина