1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

От внешнего панциря к внутреннему скелету

От внешнего панциря к внутреннему скелету
22.04.2013 Недавно в московской церкви ЕХБ "Евангелие" состоялся семинар на тему "От внешнего панциря к внутреннему скелету или от внешней дисциплины к дисциплине внутренней" Тема весьма интересная и актуальная. Эта статья родилась под впечатлением от дискуссии, которая возникла на этом семинаре.

Когда человек приходит к вере в Господа, то в духовном смысле он становится новым творением, его духовная сущность преображается Божьей благодатью. Этот процесс в Библии назван "рождением свыше". В этом смысле человек обретает второе рождение, вступая в состояние духовного младенчества. Он многое еще не знает, его жизнь начинает преображатся Богом, он нуждается в перекодировке прежнего опыта, накопленного в процессе жизни.

Поэтому, так важно, в этот период оказаться в церковной общине, где неофиту помогут начать христианскую жизнь в соответствии с Божьей волей, записанной на страницах Библии. В этот момент он нуждается в панцире, который состоит из догматов, церковных правил, определённой традиции толкования Св.Писания. Всё это в совокупности должно помочь человеку в его духовном становлении, в достижении зрелого состояния христианина. На первоначальном этапе его христианской жизни, человек нуждается в защите от внешних угроз его веры. Это так называемое состояние детства. Ведь и в обычной жизни ребёнок беззащитен и нуждается в опеке родителей. Он еще не имеет собственных представлений о том, что есть хорошо и что есть плохо. Он нуждается в водительстве или воспитании, которое должны дать ему родители и учителя. Нечто подобное мы наблюдаем и в церкви. Поэтому так важно наставление в вере и душепопечение, особенно тех, кто только недавно в Боге и в церкви.

На семинаре было отмечено, что такое детское состояние, в среднем, длиться 7-8 лет. Потом наступает христианский, подростковый период. Когда христианин начинает подвергать сомнению авторитетность того, чему учили. Он начинает учиться мыслить самостоятельно, церковный панцирь, постепенно, заменяет внутренний скелет, духовный стержень, который помогает человеку быть ответственным за свою жизнь, помогает самостоятельно идти к состоянию зрелости во Христе. Становится совершеннолетним христианином.

В идеале примерно всё выглядит так, но жизнь далека от идеала, поэтому на пути к достижению зрелости есть множество препятствий. Очень часто встречаешь людей, которым проще постоянно находится под влиянием пастора или других авторитетов в церкви. Люди не хотят мыслить самостоятельно, им важно, что считает лидер, его мнение - для них - это мнение Бога. И люди годами находятся в состоянии духовного инфантилизма, думая, что это и есть то, что Бог от них требует.

Но цель Бога в ином. Он хочет сделать нас подобными Себе. А это значит, что каждый человек, который обратился к вере во Христа, достигал состояния зрелости, освобождался от церковного панциря, становился самостоятельной личностью, которая являет Бога и Его Царство через свою жизнь. Но проблема не только в инфантильности членов общины, но и в лидерах церкви. Пасторам легче управлять церковью, состоящей из людей с панцирями, чем с самостоятельно мыслящими христианами, которые имеют внутренний скелет своих представлений. Церковные лидеры очень часто боятся конкуренции, именно этим, на мой взгляд, объясняется тот факт, что в церквах так мало мужчин-лидеров. Во многом в этом виноваты сами пасторы, которые всячески подавляют инакомыслие в церкви, подавляют ростки зрелости, пытаясь искусственно поддерживать панцири дисциплины, используя для этого различные методы, такие как: манипуляция, пасторский авторитет, церковный совет служителей, подконтрольный пастору и другие средства.

В своё время немецкий богослов Дитрих Бонхёффер высказал идею "совершеннолетия" мира. Мир с тех пор изменился еще больше. Люди в мире перестали мыслить религиозными категориями, нравственность, библейские принципы жизни стали чуждым явлением в Европе. Западный человек нуждается не в церковном панцире, который оградит его от внешних угроз, а во внутреннем скелете духовности. Религиозность не может уже восполнить нужды западного человека. Он нуждается в личных отношениях с Богом, в постоянно обновляемом опыте богопознания, в достижении зрелости и цельности во Христе.

Наша страна, в течение 70 лет искусственно была ограждена от внешнего мира и находилась под влиянием моральных принципов коммунизма, которые были взяты из Писания. Но Союз рухнул, и наше общество оказалось, в состоянии тотальной бездуховности и идеологического кризиса, когда нравственные ценности, по-сути, родственные библейским, стали таким же чуждым явлением, как и на Западе. С другой стороны советский период привнёс и негативное влияние на русского человека. Поэтому современные российские люди, оказавшись в общине, уже не могут жить в страхе и зависимости от пастора - начальника, они должны освободиться от синдрома маленького человека, который словно флюгер меняет своё мнение в зависимости от того, как думает церковный лидер и его окружение.

Сегодня перед Церковью встаёт вопрос о том, что христиане могут предложить внешнему миру. Морализаторство, сектантская ограниченность, обрядовая религиозность, негативное культурное наследие прошлого - всё это лишь вызывает раздражение и разочарование людей внешних, когда они знакомятся с нашим христианством. Только процесс развития от церковного панциря к внутреннему духовному стержню личности может стать тем путём, по которому может пойти современный человек, когда придёт в церковную общину. А для этого нужно пересмотреть наши традиционные взгляды на спасение, христианскую жизнь, служение, роль церковных лидеров и многое другое. Пересмотреть преимущества церковного панциря для лидеров и увидеть методы достижения внутренней зрелости для членов общины. Исходить не из своего эгоистического комфорта, а из блага для ближнего. Ведь путь ученичества - это не путь инфантильных христиан, которые смотрят в рот пастору, путь ученичества - это смелость, ответственность за свою жизнь, это способность сказать "нет" там, где все дружно вторят "да" разного рода авторитетам. Это путь где-то бунтарский, а где-то искреннего принятия инаковости других людей, это движение жизни по вере, а не лживости псевдосмирённого застоя.

Именно в личной ответственности и заинтересованности каждого христианина я вижу способность проявления принципов Царства здесь на Земле...


Илларион Огородников
, специально для mbchurch.ru
Теги: церковь, благовестие, общество, служители, жизнь
Назад в статьи