1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Sancta simplicitas

Sancta simplicitas
15.08.2013 O sancta simplicitas!» (лат. О, святая проста!) – выражение, принадлежащее Яну Гусу. Он произнес эти слова, находясь на костре, когда увидел старушку, подбросившую вязанку хвороста в огонь. Она явно не понимала, что происходит, и решила посодействовать казни еретика. Конечно, это выражение исполнено горькой иронии, ведь благодаря подобной простоте и горят костры. Простота поставляет топливо для злодеяний, которые творятся в мире. «Голосуй сердцем» - призывают демагоги простаков. И вот благодаря простакам к власти приходит очередной нечестивец. Простаки вообще очень нужны власти.

Люди зачастую искренне делают глупости, а после думают, что искренность извиняет глупость… О такой простоте говорят, что она хуже воровства.
В церкви такой простоты, хоть ведрами вычерпывай. Каждый христианин, наверное, может вспомнить эпизоды, когда он действовал в «святой простоте». Она сопровождает наши первые шаги в вере (а порой и все наше странствие).

Мы благовествовали «в простоте» из-за чего наши неверующие друзья очень скоро стали нас избегать. Мы совершали «дела веры», бросая учёбу или работу, пренебрегая отношениями с близкими и т. п. Мы «в простоте» толковали Библию, приходя порой к удивительным выводам. Один молодой человек бросил курить, прочитав отрывок из книги пророка Исаий (Ис. 1:13). Были и менее созидательные «откровения».
За многое, совершенное в простоте, теперь стыдно. Однако есть и то, что вызывает у нас тоску по прошлому. Была в нашей простоте бесшабашность, энтузиазм, бесстрашие. Чем более «грамотными» мы становились, тем менее у нас было ревности по Богу…

Апостол Павел писал об израильтянах, что они «…имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим.10:2). В нашем случае зачастую всё наоборот. Рассуждений много, опыт немалый, а вот ревности никакой.
Неужели простота и пассионарность веры неразрывно связаны? Неужели подобно жидкости, в сообщающихся сосудах, повышение уровня искушенности и опытности, предполагает снижение желания что-либо делать? А если так, то не лучше ли вернуться к простоте?

Что же такое простота? Нужно ли ее клеймить как порок или воспевать как добродетель?
Для начала стоит обратиться к анализу термина «простота». В русском языке его используют для описания самых разных явлений. Их можно условно разбить на несколько групп.

«Простота» в сфере телесного
Здесь можно выделить оппозиции «простая пища – деликатесы», «простая одежда - стильный костюм». Под простотой в данном случае подразумевается скромность, умеренность, непритязательность. Ничего сверх самого необходимого.

«Простота» в социальной сфере
В данном случае термин указывает на социальную стратификацию общества и властные отношения. Можно выделить оппозицию «простой народ – знать». Здесь «простота» - это отсутствие власти, привилегий и т. п.

«Простота» в межличностных отношениях
Выделим оппозицию «простота – напыщенность». Мы говорим, что человек ведет себя просто в общении, подразумевая, что он скромен. Он не требует соблюдения «сложного» ритуала отношений. Другими словами, это простота по отношению к себе.
Если «простота» направлена на других, возникает иная оппозиция. Мы противопоставляем подобной простоте воспитанность и чуткость. Например, о человеке, который игнорирует правила взаимоотношений мы можем сказать: «Простой, как три рубля».

«Простота» в интеллектуальной сфере
Здесь можно выделить оппозиции «простота – образованность», «простота – хитрость». В данном контексте под простотой подразумевается глупость, недалекость или отсутствие опыта, образования. Вспомним выражение «мы люди простые, неученые…». Очевидно, Ян Гус столкнулся с именно этим типом простоты.

«Простота» в духовной сфере
Что есть духовная простота, или как чаще ее называют «простота сердца»? Скорее всего, основной оппозицией в данном случае будет «простота – наигранность» или «простота – неискренность». Духовная простота предполагает отсутствие задних помыслов, лукавства, лицемерия.

Из нашего краткого обзора уже видно, что простота простоте рознь. Проблема «простоты» в христианской жизни – ее отсутствия или избытка - должна рассматриваться с учетом многогранности этого понятия.
Необходимо рассмотреть, какое значение обретает термин «простота» в Библии, и как он осмысляется в христианском богословии. Однако это задача уже следующей заметки.

Продолжение следует.

Андрей Суховский

Источник: Блог Андрея Суховского

Теги: вера, жизнь, христианство
Назад в статьи